Подготовила учитель-логопед Лычагина В.Э

Особенностью современных детей являются недостатки устной речи, которые в дальнейшем приводят к плохой успеваемости в школе, так как на основе устной речи формируется письмо. Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем.

Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей дошкольного возраста.

Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования чёткой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков – м, б, п ,т, д, н, к, г, х, ф, в, л ,с, ц – готовят органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.

В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика. Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.

Категория
Родителям