ср, 19.03.2014 - 14:56
( из опыта работы учителя-логопеда Пачковой Л.А.)
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи дошкольников. Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и процесс автоматизации звуков в речи детей.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.
Это позволяет решить сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
• увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Наиболее сложной в работе с детьми является автоматизация слога. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие.
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно подружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и наглядное пособие “Весёлый Язычок”.
Хорошо понять и запомнить то, что гласные звуки легко поются, помогает “Звуковая полянка”.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я использую :
• “Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
• Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:
РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
• Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
• Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
• Игры “Гласные звуки пришли в гости к согласному”, когда “звуковые человечки” встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков), а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по “Звуковой дорожке”, встретится с другим слогом.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
• “Рыбалка”, в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
• “Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.
• Построй домик” из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.
• “Собери цветочек” (выбирая лепестки со звуком Р),
• “Солнышко” (подбирая лучики со звуком Ш),
• “Собери бусы” (нанизывая бусинки со звуком Л),
• “Собери грибы в корзинку” (со звуком Ж),
• “Украсим ёлочку”,
• “Веселый урожай” (выложить название овоща или фрукта на заданный звук),
• «Звукоед», который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: ма…ина… , …ук, …..апка. Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей. Если детям трудно справиться с этим заданием, тогда вначале мы играем в другую игру
• «Живое слово» - где дети - это звуки, и найти пропавший звук намного легче.
• “Носики-хвостики”, “Ёжик бежит по дорожке” “Пуговка”, “Сигнальщики”. Все эти игры позволяют определить место звука в составе слова: первый он, последний или в середине слова.
• “Волшебная карусель”. Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символа звуков, ребёнку нужно придумать слова, начинающиеся на этот звук, слова в которых есть этот звук.
• “Магазин”. В ходе игры дети “покупают” предметы (предметные картинка) на деньги-символы звуков.
• “Ворота”. Дети руками перед грудью изображают закрытые ворота. Во “двор” можно “пропускать” только слова с заданным звуком. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они “пропустили во двор” и др.
Очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…
• Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.
• Метроном. Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом ритм метронома.
• Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
• Колокольчик. Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
• Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
• Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
• Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
• Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
• Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
• Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
• Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
• Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
• Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
• Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
• Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
• Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.
• Тихо-громко. Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
• “Поющая веревочка” Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.
• “Ступеньки” 1 в. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог 2 в. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
• “Цветные бусинки” (на резинке) На резинке прикреплены цветные бусины. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук.
• “Разноцветные прищепки” На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога.
• “Стрелочки” Для дифференциации свистящих и шипящих звуков, слогов, а так же для дифференциации звуков “ч” и “ть” я использую вырезанные или нарисованные стрелочки (а у меня это самолетики). Они показывают положение языка при произнесении звука.
1 в. Логопед проговаривает звуки в любом порядке, а ребенок выкладывает стрелочки.2в. Ребенок выкладывает стрелочки в определенном порядке, потом “читает” звуки.
• «Телефон» Альбомные листы разделены на несколько секторов, в каждом из них картинки с наличием того или иного поставленного звука, (см. рис 1)Листы заполняются картинками с обеих сторон (на одной стороне может быть, например звук «Л», а на другой «Ж»). С каждой стороны от диска располагаются листы в вариантах «Р -Р»; «С - С» ; «Ш - Ш» и т.п., либо в вариантах на дифференциацию «Р - Рь», «Р - Л», «Рь - Ль» и т.п.Ребенку предлагается набрать любую комбинацию цифр, После набора « номера», стрелка укажет на сектор. Ребенок называет картинки, находящиеся на данном секторе, хорошо проговаривая закрепляемый звук. Можно параллельно разобрать слово по слогам, определить звуки в слове, составить с ним предложение или словосочетание, придумать (если есть варианты) рифму к слову и т. д.
Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” . На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, чаще Весёлый арбуз, почтальон, попугай Кеша, которые становятся героями игр- путешествий, игр – драматизаций и т.д. Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат, а детям всё приходится исправлять.
Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна!
Категория
Родителям