Для того, чтобы предупредить речевые нарушения, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, которые окружают ребёнка в семье и в детском саду.

Профилактика речевых нарушений, в первую очередь, связана с предупреждением нервно-психических и соматических отклонений в состоянии здоровья. Она должна быть комплексной и включать лечебные, педагогические и социальные мероприятия. Большое значение в разработке проблемы речевых нарушений имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Это помогает предупредить речевую патологию и стимулировать формирование и коррекцию речевых функций. Комплексная профилактика должна учитывать онтогенез и критические периоды, начиная с антенатального, а также, факторы, влияющие на развитие ребёнка: биологические, социальные, семейные, психологические, состояние компенсаторных и адаптационных механизмов, что позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход. В организации профилактики речевых нарушений можно выделить несколько направлений:

  • выявление группы риска - ранняя диагностика отклонений развития;
  • устранение и коррекция начальных проявлений отклонений развития;
  • ликвидация и коррекция неблагоприятных последствий;

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Но, в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой, переработанной с учетом ФГОС, программе «От рождения до школы» раздел «Речевое развитие» включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

С другой стороны, все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников.  Профилактика является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

В каждой возрастной категории свои профилактические задачи: ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

  1. Следите, чтоб речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и чёткой. Правильная речь вызовет такую же правильную речь у ребёнка.
  2. Обращайте внимание на то, чтобы ребёнок говорил,  достаточно широко открывая рот,  не очень громко, не спеша,  вредно говорить, когда происходит вдох, захлёбываясь и задыхаясь.
  3. Не допускайте ускоренной речи детей. Такая речь нередко свидетельствует о повышенной возбудимости, слабости нервной системы. Это может привести к заиканию.
  4. Оберегайте ребёнка от контактов с людьми, которые заикаются, общаясь с взрослыми или ровесниками, ребёнок начинает воспроизводить те же остановки в своей речи.
  5. Оберегайте малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева и радости, от пребывания в среде нервных  неспокойных детей.
  6. Не нагружайте речь ребёнка. Не требуйте проговаривать сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать очень много стихотворений, сложных  по составу и форме.
  7. Чаще читайте ему, просите пересказывать прочитанное, учите  с ним стихотворения,  разговаривайте и исправляйте,  когда ребёнок говорит неправильно.
  8. Не нагружайте ребёнка ненужными впечатлениями, которые вызывают у него эмоциональное перенапряжение. Не разрешайте долго смотреть телевизор.
  9. Не рассказывайте ребёнку перед сном страшные  сказки, волнительные истории, не оставляйте ребёнка, когда он боится. При серьёзном отношении к этим заповедям, вы, родители, сможете сменить быт в семье, методы воспитания ребёнка,  сможете  установит правильные, здоровые взаимоотношения между ребёнком и окружающими.
Категория
Родителям