Речь – основное средство коммуникации в обществе. Для человека она является возможностью быть услышанным и понятым. Для людей, лишенных способности говорить из-за врожденных нарушений придумана альтернативная система общения.
Но, если есть малейший шанс наладить речевые навыки, то это непременно нужно сделать. Особое внимание вызывают дети, которые в силу возраста должны владеть обширным словарным запасом, но до сих пор не произнесли ни слова, используют детский лепет, выражают свои желания только жестами.
К сожалению, сегодня нередко можно встретить детей, которые и в четыре года практически не разговаривают. Итак, как быть, если речевое развитие ребенка идет по другому: малыш не говорит, или его речь развивается очень медленно? В последние время возросло количество детей разного возраста, с проблемами речи. Ваш малыш не говорит? Что делать? Ждать или помогать? Если ждать, то до какого возраста? Какие будут последствия для ребенка, если он не говорит?
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. То есть, если вовремя не помочь малышу исправить недостатки в развитии речи, со временем возникают вторичные нарушения развития личности ребенка. Какие же вторичные нарушения развития могут возникать у неговорящего ребенка (это когда ребенок совсем молчит или говорит несколько десятков слов, но нет фразовой речи):
1. Задержка умственного развития;
2. Речевой негативизм;
3. Затруднения в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
4. Деформация личностных черт;
5. Общая невротизация ребенка.
Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.
Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед или дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.
12 причин, задерживающих развитие речи:
- Индивидуальный темп;
- Отсутствие необходимости;
- Педагогическая запущенность;
- Двуязычная семья;
- Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка;
- Негативизм у ребёнка;
- Генетическая предрасположенность;
- Осложнённое течение беременности и родов у матери;
- Нарушение слуха;
- Несовершенство артикуляционной системы;
- Алалия;
- Проблемы интеллектуального развития;
Начиная с года, родители должны уметь в игровой форме направлять развитие речи по правильному пути. Повседневное общение даёт возможность обогащать словарь детей.
С самого раннего возраста приучайте сына или дочь к правильному произношению звуков и слов. Не поощряйте сюсюканье, слова-паразиты и речевые ошибки, какими бы забавными они вам не казались. Также необходимо и самим следить за чистотой речи, стараться не использовать без нужды уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Как стимулировать развитие речи ребенка?
- Читайте малышу сказки и обсуждайте их.
- Постоянно общайтесь с ребёнком, отвечайте на его вопросы, задавайте вопросы ему.
- Рассказывайте своему малышу об окружающем мире. Развивайте и поощряйте его любознательность.
- Занимайтесь развитием мелкой моторики: рисуйте, лепите, играйте с крупой, работайте с ножницами.
- Учите различные пальчиковые потешки, типа «Сороки-вороны».
- Используйте в играх элементы пальчикового театра.
- Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.
И, помните, что ребенок учится, играя, поэтому он не должен переутомляться, чтобы не потерять интерес к занятиям.
Если же Ваши занятия не дают положительного результата», ребенок продолжает выражать свои мысли с помощью жестов, не может сформулировать простые фразы, типа «хочу пить», обязательно надо обратиться за помощью к специалисту (логопеду).
С логопедом начинать стимульные занятия по формированию речи эффективно с 2,5 лет. Система занятий по развитию речи стимулирует моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка в соответствии с закономерностями развития ребенка. Но, Вам всегда надо помнить о том, как бы усиленно не работал с малышом специалист, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалиста не стоит, и большая доля работы ляжет на ваши родительские плечи. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.