Воспитатель Чефранова О.Н.

Цель:  Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства (гжель,  хохлома, дымковская игрушка)

Задачи: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Оборудование:

  • Мольберт
  • Гжельская и хохломская посуда
  • Дымковские игрушки
  • Изображения элементов дымковской росписи
  • Карточки с элементами хохломской росписи
  • Бумажные тарелочки
  • Вырезанные элементы гжельской росписи
  • Обруч с лентами («карусель»)
  • Гуашь
  • Стаканчики с водой
  • Кисти

Предварительная работа:

  1. Беседы о русских  народных  промыслах и традициях в  России.
  2. Рассматривание иллюстраций  и чтение книг  о русских  народных  промыслах.
  3. Рисование  (гжельская тарелочка,  хохломская доска, русская матрешка, дымковский петушок,  городецкий конь)
  4. Раскраски «Народные промыслы России».
  5. Заучивание стихотворений   с детьми о Родине, о русских промыслах.
  6. Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Народные  промыслы  России»

Ход занятия

Дети входят в группу.

Скоморох (ребёнок):

Здравствуйте, почтенные господа!

Мы приехали на ярмарку сюда!

На ваш товар поглядеть,

Себя показать!

Вместе: Народ собирается, ярмарка открывается!

Воспитатель: Подходите ближе, гости-господа!

Просим вас пожаловать к мастерам сюда.

Вот в посуде гжельской неба синева,

Золотом покрыла доски хохлома.

От игрушек разных аж в глазах пестрит,

Это Чудо-Дымка нас к себе манит!

Дети со скоморохом подходят  к товарам из Хохломы.

Рассматривают посуду.

1 торговец:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка.

Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась,
А трава, как бахрома
Золотая… 

Дети: Хохлома.

Воспитатель: Какая красивая посуда! Ребята, а  что вы знаете о Хохломе и её мастерах?

Ребенок 1: В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города.

Ребёнок 2: Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.

Воспитатель: С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная. А какой главный элемент хохломской росписи?
Дети:  Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.

Дети:  Этот элемент называется завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.

Воспитатель: В хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод.   Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково».  Я  буду называть элемент, а вы произносите правильно – ласково и находите карточку с изображением этого элемента.

  • В хохломской росписи есть элемент осока (осочка).
  • В узорах хохломской росписи есть элемент трава (травинка).
  • В хохломских узорах рисуют усы (усики).
  • Хохломские узоры украшают каплями (капельками).
  • Хохломские узоры расписывают листьями (листочками).
  • В хохломской росписи рисуют цветы (цветочки).
  • В хохломской росписи рисуют ягоды (ягодки).

(Дети называют элементы хохломской росписи, находят соответствующую карточку)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Может,  вы и стихотворение о Хохломе знаете?

Ребёнок:

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она!

Воспитатель: Спасибо тебе. Хозяюшка. А мы дальше пойдем, поглядим на товары.

Дети переходят к следующему прилавку.

Воспитатель: Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

2 торговец :

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях  васильковая,

Незабудковая … 

Дети: Гжель

Воспитатель: Почему эту посуду называют гжелью?

Дети: В городе Гжель живут мастера, которые делают посуду.

Воспитатель: Как же она получается такой белоснежной?

Дети: Гжельскую керамику делают из белой-белой глины.

Воспитатель: Правильно. Рисуют на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получается посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». А почему её так называют?

Дети: Мастера расписывают свою посуду синей краской разных оттенков.

Воспитатель: Где расположен узор?

Дети:  Узор расположен в центре.

Воспитатель: Ребята, а вы любите изображать гжельские узоры? Хотите украсить тарелочки сине-голубым узором?

Дети выкладывают на бумажных тарелочках узоры из различных элементов.

Воспитатель: Какие красивые тарелочки у нас получились. А кто расскажет нам стихотворение о гжели?

Ребёнок: Расцветают на морозе

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают чашки, вазы

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фаянсе!

Неужели, неужели

В вашем доме нету Гжели?

Воспитатель: С давних пор люди на ярмарку не только за товаром ходили, а чтобы повеселится. Хотите на карусели прокатиться?

Физминука

Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)

А потом-потом-потом (немного ускоряемся)

Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)

Тише, тише, не спешите (замедляемся)

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра! Стоп!

Дети подходят к прилавку с  Дымковскими игрушками.

3 торговец:   Эй, ребята подходите,

                       На игрушки поглядите!

Воспитатель: Полюбуйтесь, ребята, какая красота! И Барыня, и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?

Дети: Это дымковские игрушки.

3 торговец:

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими,

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Воспитатель: Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Как называется такой праздник?

Дети: Этот праздник называется  «свистуньей».

Воспитатель: Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины,  смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет игрушки диковинные. Самое интересное, что слепив и закалив в печи фигурки, которые становятся крепкими и звонкими, их белят мелом, разведенным на молоке.  И только потом начинают раскрашивать - расписывать.

В чём отличие дымковской росписи?

Дети:  Особенность дымковской игрушки  - простой геометрический орнамент.

Воспитатель: А из чего он состоит?

Дети: Он состоит из ярких пятен, кругов, овалов и полосок разной толщины.

Воспитатель: Сочетания каких цветов используют для этой росписи?

Дети: Используют сочетания красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и черного цветов.

Воспитатель: Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Пальчиковая гимнастика «Козлик»

Вышел козлик из дверей,

Выгнул шею:

«Дай хлеба скорей!»

«Дай пирожок!»

Протянул копытце:

«Дай воды напиться!»

Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру.

Правая рука сжимается в кулак.

Правая рука складывается лодочкой.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось на ярмарке? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую, где вы сможете выбрать для себя любую игрушку или тарелочку и  расписать её.

Дети выбирают заготовленные заранее предметы  и расписывают  их.

Воспитатель:  А чтобы работа спорилась, на мольберте у вас расположены элементы росписи.

После окончания рисования воспитатель подводит итоги и предлагает детям рассмотреть работы на стенде, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.

Ребенок:

Ой, вы -  гости дорогие! 

У нас игрушки расписные.

Расписали их, старались,

Подарить вам собирались!

Дети дарят подарки гостям.

Категория
Родителям