Воспитатель Чефранова О.Н.
Цель: Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка)
Задачи: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
Оборудование:
- Мольберт
- Гжельская и хохломская посуда
- Дымковские игрушки
- Изображения элементов дымковской росписи
- Карточки с элементами хохломской росписи
- Бумажные тарелочки
- Вырезанные элементы гжельской росписи
- Обруч с лентами («карусель»)
- Гуашь
- Стаканчики с водой
- Кисти
Предварительная работа:
- Беседы о русских народных промыслах и традициях в России.
- Рассматривание иллюстраций и чтение книг о русских народных промыслах.
- Рисование (гжельская тарелочка, хохломская доска, русская матрешка, дымковский петушок, городецкий конь)
- Раскраски «Народные промыслы России».
- Заучивание стихотворений с детьми о Родине, о русских промыслах.
- Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Народные промыслы России»
Ход занятия
Дети входят в группу.
Скоморох (ребёнок):
Здравствуйте, почтенные господа!
Мы приехали на ярмарку сюда!
На ваш товар поглядеть,
Себя показать!
Вместе: Народ собирается, ярмарка открывается!
Воспитатель: Подходите ближе, гости-господа!
Просим вас пожаловать к мастерам сюда.
Вот в посуде гжельской неба синева,
Золотом покрыла доски хохлома.
От игрушек разных аж в глазах пестрит,
Это Чудо-Дымка нас к себе манит!
Дети со скоморохом подходят к товарам из Хохломы.
Рассматривают посуду.
1 торговец:
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка.
Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась,
А трава, как бахрома
Золотая…
Дети: Хохлома.
Воспитатель: Какая красивая посуда! Ребята, а что вы знаете о Хохломе и её мастерах?
Ребенок 1: В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города.
Ребёнок 2: Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.
Воспитатель: С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная. А какой главный элемент хохломской росписи?
Дети: Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.
Дети: Этот элемент называется завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.
Воспитатель: В хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково». Я буду называть элемент, а вы произносите правильно – ласково и находите карточку с изображением этого элемента.
- В хохломской росписи есть элемент осока (осочка).
- В узорах хохломской росписи есть элемент трава (травинка).
- В хохломских узорах рисуют усы (усики).
- Хохломские узоры украшают каплями (капельками).
- Хохломские узоры расписывают листьями (листочками).
- В хохломской росписи рисуют цветы (цветочки).
- В хохломской росписи рисуют ягоды (ягодки).
(Дети называют элементы хохломской росписи, находят соответствующую карточку)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Может, вы и стихотворение о Хохломе знаете?
Ребёнок:
Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она!
Воспитатель: Спасибо тебе. Хозяюшка. А мы дальше пойдем, поглядим на товары.
Дети переходят к следующему прилавку.
Воспитатель: Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
2 торговец :
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает в полях васильковая,
Незабудковая …
Дети: Гжель
Воспитатель: Почему эту посуду называют гжелью?
Дети: В городе Гжель живут мастера, которые делают посуду.
Воспитатель: Как же она получается такой белоснежной?
Дети: Гжельскую керамику делают из белой-белой глины.
Воспитатель: Правильно. Рисуют на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получается посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». А почему её так называют?
Дети: Мастера расписывают свою посуду синей краской разных оттенков.
Воспитатель: Где расположен узор?
Дети: Узор расположен в центре.
Воспитатель: Ребята, а вы любите изображать гжельские узоры? Хотите украсить тарелочки сине-голубым узором?
Дети выкладывают на бумажных тарелочках узоры из различных элементов.
Воспитатель: Какие красивые тарелочки у нас получились. А кто расскажет нам стихотворение о гжели?
Ребёнок: Расцветают на морозе
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фаянсе!
Неужели, неужели
В вашем доме нету Гжели?
Воспитатель: С давних пор люди на ярмарку не только за товаром ходили, а чтобы повеселится. Хотите на карусели прокатиться?
Физминука
Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)
А потом-потом-потом (немного ускоряемся)
Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)
Тише, тише, не спешите (замедляемся)
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра! Стоп!
Дети подходят к прилавку с Дымковскими игрушками.
3 торговец: Эй, ребята подходите,
На игрушки поглядите!
Воспитатель: Полюбуйтесь, ребята, какая красота! И Барыня, и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?
Дети: Это дымковские игрушки.
3 торговец:
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
Воспитатель: Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Как называется такой праздник?
Дети: Этот праздник называется «свистуньей».
Воспитатель: Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет игрушки диковинные. Самое интересное, что слепив и закалив в печи фигурки, которые становятся крепкими и звонкими, их белят мелом, разведенным на молоке. И только потом начинают раскрашивать - расписывать.
В чём отличие дымковской росписи?
Дети: Особенность дымковской игрушки - простой геометрический орнамент.
Воспитатель: А из чего он состоит?
Дети: Он состоит из ярких пятен, кругов, овалов и полосок разной толщины.
Воспитатель: Сочетания каких цветов используют для этой росписи?
Дети: Используют сочетания красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и черного цветов.
Воспитатель: Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.
Пальчиковая гимнастика «Козлик»
Вышел козлик из дверей, Выгнул шею: «Дай хлеба скорей!» «Дай пирожок!» Протянул копытце: «Дай воды напиться!» |
Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру. Правая рука сжимается в кулак. Правая рука складывается лодочкой. |
Воспитатель: Ребята, вам понравилось на ярмарке? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую, где вы сможете выбрать для себя любую игрушку или тарелочку и расписать её.
Дети выбирают заготовленные заранее предметы и расписывают их.
Воспитатель: А чтобы работа спорилась, на мольберте у вас расположены элементы росписи.
После окончания рисования воспитатель подводит итоги и предлагает детям рассмотреть работы на стенде, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.
Ребенок:
Ой, вы - гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Расписали их, старались,
Подарить вам собирались!
Дети дарят подарки гостям.