Как педагогам, так и родителям давно известно, что дыхательная гимнастика развивает речь ребёнка, его дыхательную мускулатуру, речевой аппарат. Правильное ритмичное дыхание способствует правильному произнесению звуков.  Выполнение дыхательных упражнений помогают детям повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, что способствует их активизации на занятиях. Различают два вида дыхательных упражнений:  статические, выполняются без движения конечностей и тела и динамические – сопровождаются движениями.

Дыхательная гимнастика это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Гимнастика широко применяется для общего оздоровления у детей дошкольного и школьного возраста.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Нужно научить ребёнка долго вдыхать и медленно, плавно выдыхать. Плавный выдох необходим для того чтобы произносить гласные и согласные звуки. Воздуха должно хватать на время проговаривания предложения. Для таких тренировок можно играть с ребёнком в различные игры: «Надуй шарик»  игра на развитие глубокого вдоха и выдоха, только воздушный шарик сначала немного растяните сами (надуйте и спустите воздух из него несколько раз подряд), для того чтобы у ребёнка это получалось самостоятельно. Надувать мыльные пузыри, подуть на всевозможные вертушки. Упражнение «Дудочка»- используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. дуем в них. 

В повседневной жизни можно развивать дыхание при выполнении обычных дел: остуди чай, подуй на суп, кашу, высуши руки после мытья. Можно широко фантазировать, при выполнении этих упражнений 2-3 выдохов будет достаточно, у ребёнка может закружиться голова.

Затем тренируем умение выдыхать направленно. Для произношения звуков важно не только умение длительно выдыхать, но и умение  направлять воздух по язычку в нужном направлении. Для тренировки направленного выдыхания подойдут игры, описанные ниже.

Упражнение «Фокус» с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука «Р». Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх. 

Теперь потренируем длинный вдох и поэтапный выдох. Налейте в тазик или другую широкую ёмкость воды и опустите туда плавающую игрушку (тарелочку, кораблик, пластиковый шарик).

Ребёнку постарше, можно дать задание подуть только на кораблик, чтоб он доплыл до берега, или только на шарик, чтоб он прикоснулся к тарелочке.  Можно поиграть в «Футбол» оборудовать ворота для забивания мячом, и попросить ребёнка лёгкий шарик задуть в ворота, как будто забить гол.

Для тренировки  силы выдоха подойдут  более сложные упражнения, поэтому применять их лучше в последнюю очередь. Воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы разомкнуть преграду, в этом поможет упражнение «Кто спрятался?» На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку. Можно поиграть с ребёнком  в «Лошадку». Учим лошадку издавать «лошадиные» звуки – смыкаем губы, вдыхаем носом и выдыхаем (без голоса) через губы так, чтобы они завибрировали. При этом получится очень смешной звук, что-то вроде «Прррррррр!» Ура! Лошадка «ожила». С той же целью подойдет и любая игра, в которой нужно изобразить какой-либо транспорт: вертолет, самолет, трактор, машина . Так же силу выдоха помогают тренировать следующие упражнения:

  • немного прикусите верхними зубами нижнюю губу, вдохните и выдохните через эту преграду без голоса. Получится звук «Фффффф!». Теперь сделайте то же самое, но уже с голосом. Получилось «Вввввввв»!
  • поднимите язычок в верхнее положение – к верхним альвеолам (бугорки за верхними зубами). Попробуйте произнести звук «Т» и одновременно сильно выдохнуть. Выйдет звук, похожий на моторчик «Трррррррр».

Делая дыхательные упражнения, не переусердствуйте. Обратите внимание, что: Не нужно делать все упражнения дыхательной гимнастики сразу! Одного-двух вполне достаточно.

Сами упражнения не стоит выполнять слишком долго! Постепенно увеличивайте длительность каждого упражнения.

Помните, любая сказочная история, с введёнными в неё дыхательными упражнениями, поможет лучше, чем строгий голос и настоятельные просьбы!

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Категория
Логопедия