вт, 08.10.2013 - 12:57
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социализация»
Формирование патриотических чувств. Тема: «Люблю тебя, мой Краснодарский край». Цель:
Закрепить знания детей о родном городе, его истории. Обобщить знания детей о Кубани, о Краснодарском крае. Прививать детям интерес к истории родного края. Воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках.Предварительная работа:
Экскурсии по родному городу с целью ознакомления с достопримечательностями Кропоткина. Посещение музея города с целью ознакомления с жизнью казаков. Беседы в нерегламентированное время о городе, о Краснодарском крае, о казаках.
Рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города. Рисование «Мой город», «Кропоткин –вечером», «Ты, Кубань, ты – наша Родина».Заучивание наизусть стихов кубанских поэтов: В.Бакалдина, И.Вараввы, В.Бардадым и др. Слушание гимна Кубани.
Ход занятия:
В группе оформление в кубанском стиле: рушники, плетень, кубанская посуда, макет хаты казака, куклы в народных костюмах. На стене – карта России, карта Краснодарского края, символика – герб и флаг России и Краснодарского края.
Звучит народная музыка. Воспитатель читает стихотворение:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот.
У реки – береза-скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой, соседской фабрики,
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
В.: Ребята, о чем говорится в стихотворении? Правильно, это стихотворение так и называется «Родина», а написала его Зоя Александрова.
-Подумайте, что такое для вас – Родина? (ответы детей)
В.: Родина для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
Ребенок читает стихотворение:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
В.: Наша Родина – это наша Россия, страна, где мы с вами живем. Она самая большая в мире.
- Кто покажет мне ее на карте? (дети показывают по очереди)
- Но Россия не всегда была такая большая, вы знаете, что раньше люди жили племенами, чем они занимались?
Дети по очереди выходят и ставят картинки с изображением различных ремесел и рассказывают:
• Племя, которое жило у реки, занималось рыболовством.
• Племя, которое жило в поле – пахали и сеяли пшеницу, рожь.
• Племя, которое жило в лесу – охотились на зверей
• Многие племена занимались изготовлением орудий, посуды, одежды.
В.: Правильно, и все племена между собой обменивались своим товаром. Рыбаки, отдавая часть своей рыбы, взамен получали пшеницу, или шкуры зверей для пошива одежды.
- Но для защиты от врагов решили все племена объединиться, и стали называться славяне. И свою родину решили назвать Русь, так постепенно и возникло государство русское – Россия.
Ребенок читает стихотворение:
(Н.Забила)
Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
И поезд по моей стране
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней –
И то едва домчится.
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы –
Страну любимую свою,
Свой светлый край любимый!
В.: Посмотрите на карту России, здесь много городов, много республик, но среди них есть и наш родной Краснодарский край. Кто покажет его на большой карте?
(дети показывают по очереди).
- Но на большой карте страны не видно нашего города, но он есть на карте Краснодарского края. Кто покажет на карте Краснодарского края город Кропоткин? (дети показывают)
- Ребята, а какие города нашего края или страны вы еще знаете? (дети называют)
- А какой главный город нашей страны? (Москва – столица нашей Родины)
-А главный город Краснодарского края? ( Краснодар - главный город нашего края)
Ребенок читает стихотворение:
Могучие песни летят в поднебесье,
Открытая высь голубая,
И нету красивее края в России,
Чем наша родная Кубань!
В.: Ребята, а почему наш край называют Кубанским, Кубань? (потому что у нас протекает река Кубань).
- Да, главная река Краснодарского края - Кубань, в ней водится очень много рыбы.
В.: Но много веков назад еще не было ни города, ни края, а по указу царицы Екатерины селились по берегу реки Кубань казаки с Украины и строили здесь охранные посты для защиты границ государства Русского. И построили они небольшой хутор, и назвали его Романовским, в честь великого князя Романова. Хутор расширялся, строились дома, магазины, школы, больницы, и наконец, железная дорога для перевозки грузов. Тогда и решили переименовать хутор Романовский в город Кропоткин. А кто расскажет, в честь кого назван наш город?
(В честь ученого, путешественника и географа Петра Алексеевича Кропоткина)
- Ребята, а какая улица главная в нашем городе и почему она так называется? ( улица Красная – главная улица Кропоткина и называется она так потому, что в старину все самое красивое называли «красным», вот и решили самую центральную и красивую улицу так назвать – Красная).
-А что сейчас находится на улице Красной? ( большие и красивые дома, парк отдыха с качелями и каруселями, большой и красивый фонтан, музей города, красивый железнодорожный вокзал, Дворец культуры, много магазинов)
- А что еще есть в нашем городе, какие заводы, предприятия, где работают ваши родители? (В Кропоткине есть молокозавод, где делают сметану, творог, кефир; есть хлебокомбинат, где пекут разные сорта хлеба, выпекают вкусные булочки; есть маслозавод, где из семян подсолнуха делают подсолнечное масло; есть заводы, где делают различную технику и приборы).
- Правильно, ребята, и пока родители работают, дети тоже не скучают. Скажите, что в городе интересного есть для детей? (Дети ходят в детские сады, в школы, занимаются в спортивной школе, в музыкальной; ходят на плавание в большой бассейн и играют в футбол на большом стадионе; посещают библиотеки, чтобы взять там интересные книги для чтения)
В.: Ребята, скажите, а где можно отдохнуть у нас в городе? ( В городе много красивых мест для отдыха: фонтаны, скверы и парки с красивыми клумбами с цветами, много кафе)
- Но чтобы в городе было всегда красиво, нужно соблюдать чистоту и порядок. Есть очень хорошие пословицы о чистоте, послушайте и запомните их:
- Чисто и красиво не там, где метут, а там, где не сорят.
- Улица-красавица чистотою славится!
Ребенок читает стихотворение:
Стать добрым волшебником, ну-ка, попробуй.
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
На улицах города ты не сори,
Как стало красиво вокруг, посмотри!
Зеленые улицы, парки и скверы,
Высокое небо, Кубани прибой,
Цветущие клумбы, улыбки веселья –
Все это мой город родной!
- А летом кропоткинцы часто выезжают на море отдыхать. Скажите, какие моря омывают Краснодарский край? (Черное море и Азовское море , дети показывают на карте).
В.: Ребята, вы очень хорошо знаете свой город, многое можете о нем рассказать гостям, которые к нам приезжают, и, наверное, любите встречать и принимать гостей. А как же им добраться до вашего дома? Подскажите- ка свой адрес (дети по очереди называют свой домашний адрес)
В.: И чтобы повеселить себя, мы с вами поиграем в старинные казачьи игры.
Проводится игра «Петушок»
Дети становятся в шеренгу, один ребенок выбирается считалкой и
стоит спиной к детям.
Дети хором говорят: Утром кто чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку,
И кричит…
(один ребенок из общей шеренги, на кого укажет воспитатель)
КУ-КА-РЕ-КУ!
Стоящий спиной должен узнать «петушка» по голосу.
Проводится игра «Звонок»
Дети становятся в круг, считалкой выбирают два человека. Одному завязывают глаза, дают в руки прутик, другой бегает с колокольчиком и звенит. Когда « прутик» дотронется до «колокольчика», второй выбывает. Потом пара меняется.
В.: Спасибо, ребята, наше занятие окончено.
Категория
Родителям