Открытое занятие по образовательной области «Познание»
(Формирование целостной картины мира - социальное окружение)
Младшая группа
Тема: «Моя семья»
Проводил воспитатель младшей группы Леонова Екатерина Ивановна
Цель: Уточнять и расширять знания детей о себе и своей семье, учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятие «родня», «родственники». Закреплять знания о домашних обязанностях всех членов семьи. Воспитывать любовь, заботливое отношение к близким, к семье. Предварительная работа: Запоминание родственных связей: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внучка, внук, сын, дочка. Заучивание фамилии, имени, возраста и домашнего адреса. Рассматривание фотографий и картинок о семье, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери» Ход занятия: Воспитатель вносит в группу игрушку и письмо: -Ребята, к нам сегодня в гости пришел домовенок Кузя и принес нам письмо (открывает конверт, в нем открытка со стихотворением)Посмотрите какая красивая открытка, а на ней написано стихотворение. Я вам его сейчас прочту:
Моя родня. Мама с папой мне – родня, Нет роднее родни у меня. И сестренка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родню свою очень люблю. Скоро всем подарки куплю!
В.: Ребята, вот Кузя вас хочет спросить, кто в стихотворении назван «родней»? (дети отвечают) -Вы считаете друга Сережку тоже родней? А щенка Тишку? А кто они для мальчика? -А как вы считаете, что значит «родня»? (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат) -Правильно, ребята, а еще родня – это ваши дяди и тети, двоюродные сестры и братья. В.: А если родственники живут вместе в одном доме или в одной квартире мы называем их семьей. В.: Да, ребята, семья – это родной дом, где всегда уютно и тепло, где тебя всегда ждут мама и папа, бабушка и дедушка. Они все друг друга любят и очень дружат, прямо как наши пальчики. Проводится пальчиковая игра «На поляне дом стоит». Проводится пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…». В.: А кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама) -Что она делает дома? (мама стирает белье, убирает квартиру, готовит обед) -А что в семье делает папа? (папа покупает продукты, ремонтирует машину, помогает маме в уборке). -А чем в семье заняты бабушка и дедушка? (бабушка готовит обед, помогает маме по хозяйству, занимается огородом; дедушка помогает папе в ремонте машины, а бабушке помогает поливать огород). -А какие обязанности по дому есть у вас? ( я помогаю маме мыть посуду, складывать белье, убираю на место игрушки, помогаю бабушке поливать огород). В.: А Кузя еще вам принес картинку! Воспитатель выставляет картинку «Семья». В.: Посмотрите, ребята, на картинку и скажите, кто здесь нарисован? ( на картинке нарисована семья)
-Сколько человек в этой семье? Давайте посчитаем. - Перечислите членов семьи. -Назовите самых старших членов семьи, самых младших. - Как вы думаете, какой праздник сегодня празднуют в семье? (День рождения). -Почему вы думаете, что день рождения? (торт со свечами, подарки, шары) -А чей день рождения?( Дочери) -Почему день рождения девочки?(подарили куклу) - Давайте придумаем имена для девочки и мальчика (дети придумывают) -А кем доводится мальчик Федя девочке Кате? (братом) -А она ему? (сестрой) -А кем является Катя для папы и мамы? (дочкой) -А для дедушки и бабушки? (внучкой)
-А как вы думаете, что они будут делать потом? (будут пить чай с тортом, праздновать день рождения Кати). -Молодцы, ребята, вы все хорошо рассказали по картинке. Хорошо, когда в семье все дружно и весело справляются с домашней работой, и остается время послушать музыку, посмотреть вместе телевизор, почитать книжку, и поиграть. Вот и мы с вами сейчас отправимся кататься на карусели в парк вместе с родителями. Далее проводится игра «Карусели» Педагог выполняет роль мамы, а наиболее смелого и активного мальчика приглашает на роль папы. Мама и папа приглашают детей покататься на карусели. Они собирают их в одну цепочку: подходят к каждому ребенку и говорят: «Сашенька, сынок, будешь кататься с нами? Тогда прицепляйся!» Саша дает руку педагогу и уже втроем они идут к следующему ребенку. Так собираются в общую цепочку все дети и становятся в круг. Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем кататься на карусели, держитесь друг за дружку крепко, чтобы карусель не поломалась». Далее движения по тексту: ( предварительно нужно выучить текст в соответствии с движениями)
Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом, потом, потом Все бегом. бегом, бегом! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите, Раз-два, раз-два (пауза) Вот и кончилась игра!
В.: Спасибо, ребята, вы сегодня очень хорошо рассказали про семью, нашему гостю Кузе очень понравилось, наше занятие окончено.