Непосредственно  образовательная деятельность

по образовательной области «Познание»

Тема «Наш город» (старшая группа)

Цель: Формировать у детей представления о родном городе, истории его возникновения. Обобщить и расширить знания о достопримечательностях города, его улицах. Воспитывать любовь и уважение к родным местам, к «малой  родине». Предварительная работа: Экскурсии по городу, по улицам; посещение музея города с целью ознакомления с историей и бытом казаков. Рисование  «Моя улица», «Мой вечерний город».  Рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города. Ознакомление с картой  края и картой России. Беседы  о городе в нерегламентированное время. Оборудование: Карта России, карта Краснодарского края, фотографии  из серии «Как жили казаки», фотографии современного города Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение  В.Степанова «Наш дом»: На карте мира не найдешь           Тот дом, в котором ты живешь,          И даже улицы родной          Мы не найдем на карте той.          Но мы всегда на ней найдем          Свою страну, - наш общий дом. В.: Ребята, наша страна – самая большая страна в мире. В ней много рек, озер, лесов, полей и гор. В ней очень много больших и малых городов. И среди всех городов и деревень есть город, который мы с вами знаем с детства, родились в нем и живем сейчас. Это наш родной город – Кропоткин. На большой карте России его не видно (показывает карту России), но на карте Краснодарского края мы знаем, где он находится ( показывает на карте Краснодарского края город  Кропоткин). -Давно, когда еще не было города Кропоткина, на этом месте казаки построили крепость для защиты от врагов, вокруг крепости стали селиться люди, строить дома, торговые лавки. Затем построили железную дорогу, и назвали хутор Романовским. Хутор разрастался, появились школы, больницы, небольшие заводы и фабрики, количество жителей увеличилось и хутор Романовский переименовали в город Кропоткин. -Мы с вами уже беседовали  о том, кто такой Петр Алексеевич Кропоткин, кто из вас вспомнит? ( Ученый, путешественник, в честь него и назван наш город). - Ребята, когда мы с вами были в музее города, мы видели, как жили казаки раньше. Давайте вспомним. Воспитатель показывает иллюстрации или фотографии,  по которым ведет диалог с детьми: -Как называлось жилище казака?(хата) -Чем раньше крыли крышу? (соломой) - А как раньше носили в дом воду, ведь водопровода не было? ( из колодца или из реки ведрами на коромысле). -А на чем хозяйки готовили еду?( на печке, которую топили дровами) -Назовите посуду, которой пользовались раньше.(чугунок, глечик, кувшин) -Что казаки носили с собой для защиты от врагов?(саблю, шашку) - А как казаки освещали свою хату, ведь электричества тоже раньше не было?(сначала лучинами, затем научились делать свечи, а потом керосиновыми лампами) В.:Молодцы, ребята, хорошо вы знаете о прошлой жизни казаков. - В нашем городе много разных улиц. Назовите улицу, на которой вы живете.(дети называют ).А на какой улице находится детский сад?( на улице Пушкина, ее назвали так в честь великого поэта А.С.Пушкина). - В нашем городе есть памятник поэту, где мы с вами побывали на экскурсии, и сейчас мы вспомним сказки Пушкина и прочитаем отрывок из сказки «Руслан и Людмила»      ( дети вспоминают названия сказок Пушкина и ребенок читает отрывок «У лукоморья дуб зеленый»). -А как называется главная улица города? (улица Красная, потому что в старину все самое красивое называли красным). -В нашем современном городе очень много достопримечательностей, и гостям нашего города мы можем рассказать и показать много интересного. Воспитатель выставляет фотографии современного города, дети по очереди рассказывают о городе.
  1. В нашем городе много красивых мест, фонтанов, клумб с цветами, но особенно красиво около большого фонтана весной и летом, когда много цветов.
  2. У нас есть красивые парки, один из них на улице Красной, где дети любят кататься на карусели, на качелях.
  3. В городе много больших и красивых магазинов, где люди могут купить посуду, одежду, разную бытовую технику
  4.  На улице Красной есть большой Дворец культуры, где часто проходят концерты, спектакли.
  5. В нашем городе есть много спортивных  сооружений: бассейн для плавания, стадион, где играют в футбол, спортивная детская школа, большой спортивный центр «Олимп», где дети занимаются разными видами спорта.
  6. Еще в городе есть народный музей, где можно узнать, как раньше жили казаки, есть детская музыкальная школа, где дети учатся играть на различных инструментах, есть много библиотек.
В.:  Кропоткинские поэты посвятили нашему городу много стихов, и сейчас ребята прочтут их. Дети по очереди читают стихи.:  

Ну как не любить мой родной городок, В котором я с детства живу, Пускай от Москвы мой город далек - Душой он похож на Москву Он зеленый, небольшой, Он любимый – город мой. С речкой, парками, садами, И красивыми домами! Здесь люди добрые живут, И создают вокруг уют.

В.: Молодцы, ребята. Мы сегодня узнали много нового о своем родном городе, совершили прогулку по городу. Теперь вы сможете сами рассказать о нашем городе своим друзьям, знакомым, своим родителям.  
Категория
Родителям