Цель: Закрепление ранее полученных знаний.

Задачи:

  • Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги.
  • Совершенствовать в составлении предложений по схеме.
  • Совершенствовать в составлении сложноподчинённых предложений.
  • Совершенствовать нахождение места звуков в слове.
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи.
  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику.        
  • Воспитывать самоконтроль за речью.

Предварительная работа: подготовка атрибутов к занятию.

Словарная работа: предложение, схема предложения, слог.

Материалы: Картинки, план-схемы для составления предложений, слоговые схемы, плоскостные цветные изображения предметов: грузовиков, овощей, фруктов, одежды.

Ход занятия

(Дети входят в группу, здороваются с гостями)

Логопед: Уважаемые родители! Сегодня мы хотим для вас показать некоторые упражнения и задания, которые я использую на своих фронтальных занятиях с детьми группы.

Логопед: Ребята, давайте покажем вашим родителям, что вы знаете и умеете? 

Упражнение «Составь схему предложения» (Совершенствование навыка  анализа предложений).

Логопед: Ребята, скажите что это за схемы у меня? Правильно, это схемы для составления предложений. Мы с вами попробуем разобраться, сколько слов в каждом предложении, какое в нём есть маленькое слово. Скажите, а что стоит в конце предложения? Я буду называть предложения, а вы будете составлять схемы предложений.

1-й ребёнок: Дети гуляют под зонтом. В этом предложении четыре слова. Ребёнок выкладывает схему предложения.

2-й ребёнок: Перелётные птицы улетают на юг. В этом предложении пять слов. Ребёнок выкладывает схему.

3-й ребёнок: Листья кружатся в воздухе. В этом предложении четыре слова. Ребёнок выкладывает схему.

Игра «Погрузи урожай» (Совершенствование навыка слогового анализа слов).

Логопед помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей и фруктов.

Логопед: Осень – пора урожая. Ваша задача - погрузить урожай овощей и фруктов в грузовики. В синий грузовик нужно уложить овощи и фрукты, в названии которых один слог. В жёлтый грузовик грузим овощи и фрукты, названия которых состоят из двух слогов. В оранжевый грузовик - названия которых состоят из трёх слогов.

Выкладываются для выбора овощи и фрукты (груша, яблоко, слива, банан, киви, ананас, абрикос, персик, лимон, апельсин, мандарин, киви, помидор, огурец, перец, баклажан, лук, свекла, морковь, капуста, картофель, тыква, кабачок, чеснок, редис).

Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю» (Развитие мелкой моторики рук)

Я перчатку надеваю,( Сжимать и разжимать пальцы.)

И в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка, ребятки, (Хлопают в ладоши.)

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать: (Загибают пальцы на счёт.)

"Раз, два, три, четыре, пять!"

Игра «Одежда» (Автоматизация и дифференциация сонорных звуков в игре)

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные картинки вешалок, а на столе раскладывает плоскостные  изображения одежды.

Логопед: Осенью мы перебираем шкаф и достаем одежду потеплее. На жёлтую вешалку нужно повесить вещи в названии в которых есть звук «Р», а на  голубую вешалку повесить вещи в названии которых есть звук «Л» (рубашка, футболка, шорты, колготки, перчатки, платок, лосины, брюки, куртка, халат, жилет, платье, шарф, плащ, пальто, свитер, сарафан, галстук, шляпа, купальник, водолазка, фартук)

Игра «Что лишнее?» (Развитие речевого слуха, логического мышления, связной речи. Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений, дифференциация звуков «р-л»)

Логопед: Слушайте внимательно и думайте, какой из предметов, названных мною, лишний и почему. Составляйте предложения со словами потому что.

1. Пальто, комбинезон, купальник, шарф. Что лишнее?

1-й ребёнок: Лишний купальник, потому что его носят летом. А пальто, комбинезон и шарф нужны нам осенью.

2. Соломенная шляпа, панама, шерстяная шапочка, бейсболка. Что лишнее?

2-й ребёнок: Лишняя шерстяная шапочка, потому что её носят осенью. Соломенная шляпа, панама и бейсболка нужны нам летом.

3. Брюки, халат, шкаф, платье. Что лишнее?

3-й ребёнок: Лишний шкаф, потому что шкаф - это мебель. А брюки, халат и платье – одежда.

4. Шорты, куртка, тарелка, плащ. Что лишнее?

4-й ребёнок: Лишняя тарелка, потому что тарелка - это посуда. А шорты, куртка и плащ - одежда.

Упражнение «Звуковой анализ слова»

Логопед: Ребята, а из чего состоят слова? (звуков и букв). Чем отличаются звуки от букв? Правильно! Звук мы слышим, а букву мы видим. Итак, перед вами звуковые схемы. Вам нужно провести звуковой анализ слов: халат, шарф. (Дети работают со схемами)

Логопед: Молодцы! На этом наше занятие окончено. Давайте поаплодируем друг другу за старание.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Нищева Н.В Конспекты занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. СПб., 2015г.
  2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. СПб., 2017г.
  3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет. М., 2003г.
Категория
Родителям