Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость. Умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким подручным реквизитом – бусинами, карандашами, тканью, бумагой и т. п. пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание. Отечественные ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. С возрастом пальчиковые игры усложняются – можно разыгрывать целые сцены. Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки; можно вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.п. Несколько простых рекомендаций по проведению игр: • Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой. • Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. • Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач – сложная задача может сразу отбить интерес к игре. • Длительность игр с 2-х летними малышами – 5-10 мин., с детьми 3-4 лет – 15 мин., с 5-6 лет – 25 минут. • Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени. • Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится. Предлагаем вам несколько пальчиковых игр для занятия с ребенком дома. Ледоход В эту игру хорошо играть вдвоем – втроем. Треск и грохот там и тут - Льды по реченьке плывут. Натыкаются, теснятся, Друг на дружку льды ложатся. Бух - бум, бух - бум – Вот так грохот, вот так шум! Ладони рук (льдины) движутся параллельно полу. Ладони рук ребрами сталкивать друг с другом, продолжая движение. Ладони рук медленно наползают друг на друга, продолжая движение параллельно столу. Ладони рук снова ребрами сталкивать друг с другом. Наперсток Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик Прыг! Говорит иголке: - Шей, А колоться ты не смей! Левая ладонь раскрыта, в правой руке воображаемая иголка; шьет и задевает кончик указательного пальца левой руки. Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток. «Шьют» Грозят указательным пальцем левой руки. Гусеничка Рано гусеничка встала, Потянулась, позевала. Раз, два, три, четыре, пять – Вышла в сад она гулять. На травинку заползала И немножечко устала. Раз, два, три, четыре, пять – Захотелось ей поспать. Улеглась под одеяло, Снов увидела немало. А когда пора настала, Бабочкой красивой стала! Рука сжата в кулак (гусеница спит). Указательный и большой пальцы выпрямить и подушечками поставить на стол (гусеница встала), остальные пальцы прижаты к ладони. Указательный и большой пальцы медленно сгибать и вытягивать на столе (гусеница тянется). Указательный и большой пальцы медленно сгибать и вытягивать на столе (гусеница ползет). Указательный и большой пальцы (гусеницу) перемещать по карандашу (травинке). Руку сжать в кулак (гусеница спит). Кулак (гусеничку) накрыть ладонью другой руки. Локти поставить на стол, руки ладонями к себе. Руки скрестить и сцепить большие пальцы (тельце бабочки). Помахать кистями рук (крыльями бабочки). Ссора рыб Окунь, сом, лещ, ерш, карась Обругали щуку всласть. Щука долго их терпела, А потом взяла и съела. Дети разгибают пальцы на левой руке, перечисляя рыб. Прижатыми друг к другу пальцами изображают щуку. Мизинец пр. руки то прижимается к остальным пальцам, то отводится от них. Пальцы пр. руки обхватывают все пальцы левой руки. Весна - красна К нам весна – красна идет. Что с собой она несет? Таянье снегов, Капели, Звон ручьев, И птичьи трели, Сонных почек набухание И цветочков распускание. «Шагают» пальцами по столу. Загибают пальцы на руке, перечисляя признаки весны. Одновременно разгибают все пальцы на руке. Желаем Вам успехов и приятных минут общения с ребенком! Старший воспитатель Калиянц Л.С.
Категория
Родителям