Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности к общему делу, чувство долга.
По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.
Ребенок шести-семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.
Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязания соответствовать положительному этическому эталону. У ребенка формируется индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. Поэтому поведение вас как родителей дома
играет решающую роль в том, какой стереотип поведения будет усвоен ребенком. Если вы заметили, что в вашей семье нет положительных моделей, то вам стоит задумать о изменении поведения или обратиться за разрешением этой проблемы к психологу.
Психологами установлено, что шести-семилетний ребенок в ситуации взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Но такое поведение будет воспроизведено в том случае, если родители ведут себя уважительно по отношению друг к другу.
Советы для родителей:
- прежде всего, ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке от вас;
- потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка в этом возрасте, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого;
- старайтесь общаться со своим ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что ваш ребенок не может не вести себя правильно.
Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.
Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок думает, пытается проанализировать собственное психическое состояние, проецировать свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ребенок испытывает не насыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений.
Вам очень важно поддержать ребенка, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях, это будет отражаться на его успеваемости в школе. Если вы не можете контролировать свои негативные реакции, возможно, что психологическая поддержка со стороны психолога поможет вам посмотреть на себя с другой стороны. И вы сможете принять другие модели поведения, которые будут намного эффективнее.
Помните, что общение с родителями дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения.
Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.
Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс.
Постепенно ребенок научается отождествлять себя со сверстниками, с которыми он был объединен в дошкольном учреждении, но вновь соединяется в школе.
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
Будьте внимательнее к себе и своему поведению, особенно, если вы готовите ребенка к школе.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поняли, что такое психологическая готовность к школе и сможете помочь вашему ребенку правильно подготовиться к началу школьного обучения.