Подготовила учитель - логопед МБДОУ д/с № 1 Лычагина В.Э
Одна из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств, помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь.
Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Игра – важная составляющая жизни любого ребенка. С ее помощью дети усваивают социальные отношения, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт. Речевая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Использование речевых игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй языка и т.д.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. В этом родителям и помогут речевые игры. Они также способствуют развитию слуховой памяти, внимания, развитию коммуникативных способностей и в целом развитию речи.
Предлагаем поиграть с детьми дома в свободное время.
1. В игре «Закончи предложение», ребёнок подбирает слова антонимы.
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.
- Слон большой, а комар ...
- Камень тяжелый, а пушинка ...
- Днем светло, а ночью ...
2. В игре «Добавь словечко», ребёнок добавляет одно общее слово к двум словам:
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.
- дерево, цветок – что делают? (растут, цветут)
- сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)
- плывут - что? (корабли, лодки, облака)
3. В игре «Назови одним словом», взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.
- Тарелка, ложка, кружка – (посуда),
- Белка, заяц, лиса, медведь - (дикие животные),
- Стул, кресло, диван, кровать - (мебель) и т.д
4. В игре «Наоборот», называются слова только противоположные по смыслу.
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Взрослый произносит слово и бросает ребёнку мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч взрослому. Например, взрослый говорит: «Вперёд», ребенок отвечает: «Назад».
Направо - налево, вверх-вниз, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, хорошо – плохо, темно – светло, холодно – жарко.
Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы:
далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, толстый – тонкий, завязать - развязать, намочить – высушить, собрать – разобрать, отнести - принести и др.
5. В игре «Подбери слово», взрослый, обращаясь к ребёнку, предлагает вопросы
Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
- «Вспомните, что можно шить?»
Ответы : «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д.
«Штопать – носки, чулки, варежки, шарф».
«Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки».
«Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку».
«Надеть - пальто, платье, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.
6. В игре «Один и много», взрослый называет словом один предмет, а ребёнок называет слово так, чтобы получилось много предметов.
Цель: учить изменять слова по числам.
Например, «карандаш» - «карандаши».
Слова для игры:
Книга ручка лампа стол окно
город стул ухо брат флаг
ребенок человек стекло трактор озеро
имя весна друг семя арбуз
«А теперь попробуем наоборот: взрослый говорит слово, обозначающее много предметов, а ребёнок – один».
Слова для игры:
когти облака волны листья
цветы пилы молодцы стебли
Речевые игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей.
«Мяч бросай и животных называй»;
«Мяч бросай, чётко овощи называй»;
«Назови ласково»;
«Съедобное – не съедобное» и т.д.
Приятного времяпровождения с вашими детьми!