Подготовила учитель - логопед МБДОУ д/с № 1 Лычагина В.Э

Одна из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств, помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь.

Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.  Игра – важная составляющая жизни любого ребенка. С ее помощью дети усваивают социальные отношения, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт. Речевая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Использование речевых игр способствует решению следующих задач: 

  • побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
  • способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • совершенствовать разговорную речь;
  • обогащать словарь;
  • формировать грамматический строй языка и т.д.

Хорошая речь – важное условие  развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать  ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое  развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. В этом родителям и помогут речевые игры. Они также способствуют развитию слуховой памяти, внимания, развитию коммуникативных способностей и в целом развитию речи.

Предлагаем поиграть с детьми дома в свободное время.

1. В игре «Закончи предложение», ребёнок подбирает слова антонимы.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

  • Слон большой, а комар ...
  • Камень тяжелый, а пушинка ...
  • Днем светло, а ночью ...

2. В игре «Добавь словечко», ребёнок добавляет одно общее слово к двум словам:

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

  • дерево, цветок – что делают? (растут, цветут)
  • сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)
  • плывут  - что? (корабли, лодки, облака)

3. В игре «Назови одним словом», взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.

  • Тарелка, ложка, кружка – (посуда),
  • Белка, заяц, лиса, медведь - (дикие животные),
  • Стул, кресло, диван, кровать - (мебель) и т.д

4. В игре «Наоборот», называются слова только противоположные по смыслу.

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Взрослый произносит слово и бросает ребёнку мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч взрослому. Например, взрослый говорит: «Вперёд», ребенок отвечает: «Назад».

Направо - налево, вверх-вниз, далеко - близко, высоко - низко,  внутри - снаружи, хорошо – плохо, темно – светло, холодно – жарко.

Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы:

далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, толстый – тонкий, завязать - развязать, намочить – высушить, собрать – разобрать, отнести - принести и др.

 5. В игре «Подбери слово», взрослый, обращаясь к ребёнку, предлагает  вопросы

Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

- «Вспомните, что можно шить?»

Ответы : «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д.

«Штопать – носки, чулки, варежки, шарф».

«Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки».

«Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку».

«Надеть  - пальто, платье, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.            

 6. В игре «Один и много», взрослый  называет словом один предмет, а ребёнок называет слово так, чтобы получилось много предметов.

Цель: учить изменять слова по числам.

Например, «карандаш» - «карандаши».

Слова для игры:

Книга         ручка          лампа         стол            окно

город          стул            ухо             брат            флаг

ребенок      человек      стекло        трактор       озеро

имя             весна          друг            семя            арбуз

 «А теперь попробуем наоборот: взрослый говорит слово, обозначающее много предметов, а ребёнок – один».

Слова для игры:

когти          облака        волны        листья

цветы         пилы         молодцы     стебли

Речевые игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей.

 «Мяч бросай и животных называй»;

 «Мяч бросай, чётко овощи называй»;

«Назови ласково»;

«Съедобное – не съедобное» и т.д.

Приятного времяпровождения с вашими детьми!

Категория
Родителям