Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с № 1 Лычагина В.Э

Цель семинара: Повысить компетенцию педагогов по автоматизации звуков в речи детей в режимных моментах.

Участники семинара:

Старший воспитатель Калиянц Л.С.

Учитель-логопед Лычагина В.Э.

Воспитатели коррекционной группы: Чеснокова Е.Ю., Зубрицкая Х.В., Кожененко З.Н.

Ведущий семинара: учитель-логопед Лычагина В.Э.

Ход семинара:

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:

  • речевыми недостатками;
  • неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
  • характерными особенностями самого ребенка

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.
  7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой).

Выполняется в течение дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика.

Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.

Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:

  • проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
  • повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
  • упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;
  • повторение лексико-грамматических упражнений;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционная работа вне занятий:

во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Работа воспитателя и учителя-логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения различна по формам организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

Подготовительный этап

Учитель-логопед, в зависимости от характера нарушения звука у ребенка, вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Учитель-логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки - символы и звукоподражания.                                                                                                

Этап усвоения (автоматизации) звука  (правильное произношение звука в речи)

Учитель-логопед автоматизирует звук в основных позициях, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, осуществляет контроль звука в речи ребенка.

Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:

  1. Целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
  2. Отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;
  3. Закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома).

Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом центре. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения звуков [Р], [РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.

Играя с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Игра может быть продолжена лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко, чётко, медленно и добивается того же от малыша.

                                                     Нужно помнить воспитателям:

  • о правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
  • о необходимости ежедневных занятий
  • об индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
  • об автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
  • о контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов

Основное отличие: Учитель-логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.                                 

Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, организует дисциплину на занятиях, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков.

 Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.

Практическая часть семинара:

  1. Показать артикуляционную гимнастику по предложенной карточке
  2. Предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики
  3. Педагоги получают карточки со скороговорками - первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно); Воспитатели по очереди называют скороговорки, кто больше.

Заключение

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение. Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей.

Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Категория
Родителям