ср, 13.03.2013 - 18:33
Открытое занятие по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира)
Тема «Символика России» (подготовительная к школе группа)
Проводил воспитатель подготовительной к школе группы Тимошенко Валентина Владимировна
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о государственной символике России ( герб, флаг, гимн). Учить показывать на карте границы России. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, развивать грамматически правильную речь. Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре страны, любовь к Родине. Оборудование: Конверт с письмом, карта России, изображение герба и флага, листочки для рисования, разноцветные карандаши, разрезные картинки герба на каждого ребенка. Предварительная работа: беседы с детьми о малой и большой Родине, чтение и заучивание стихов о Родине, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с изображением различных флагов и гербов других стран, слушание и заучивание гимна России. Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение: Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Тополь толстый у ворот. У реки – береза-скромница, И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор, В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног, И большой, соседской фабрики, Громкий, радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна. Ребята, у каждого человека есть своя родина – место, где он родился, где живут его родители, где жили его предки. Это его малая родина. У нас с вами – это наш город Кропоткин, где вы родились и живете, ходите в детский сад, дружите друг с другом. А для всех жителей нашей страны родина – это наша страна Россия. И она у нас одна на всех – наша большая и красивая страна Россия. Давайте посмотрим на карту и покажем границы нашей большой Родины - России, чтобы посмотреть, какая она большая (выходит ребенок и на карте показывает указкой границы России). Воспитатель: Да, Россия большая страна, и занимает 1/6 часть суши всего земного шара. И про нашу Россию дети сейчас прочитают стихи. Выходят дети и читают стихотворение Н.Забилы (по частям) 1.Как велика моя земля, Как широки просторы, Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы! 2. Раскинулась моя страна От севера до юга: Когда в одном краю весна, В другом – снега и вьюга. 3. И поезд по моей стране К границе от границы Не меньше, чем за десять дней – И то едва домчится. 4. Живем мы в радостном краю, И знать его должны мы – Страну любимую свою, Свой светлый край любимый! Воспитатель: О нашей стране можно сказать, что она великая, красивая. И многие поэты воспевали нашу Родину, находили точные и образные слова. А какие бы слова вы сказали о России? Какая она для вас? (Большая, величественная, любимая, родная, светлая, необъятная, бескрайняя, могучая, белоствольная) Народ слагал не только стихи и песни о Родине, но и придумал поговорки. Кто помнит пословицы и поговорки о Родине? Дети отвечают: Человек без родины, что соловей без песни. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Родина – мать, умей за нее постоять. За морем теплее, а на родине – светлее. Родимая сторонка – мать, чужая – мачеха. Жить – Родине служить. Очень хорошие пословицы о родине вы знаете. Но посмотрите, к нам пришло письмо из института космических исследований ( достает конверт и читает письмо), они запускают на Марс марсоход и просят нас помочь им составить для марсиан послание о нашей стране. И поскольку марсиане не знают наш русский язык, нам в этом должны помочь символы нашего государства. Вы все знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы - это флаг, герб и гимн страны. И у нашей страны есть такие символы. Вот об одном из них - о флаге, вернее, об истории флага расскажут нам сейчас ребята. 2 детей выходят и рассказывают заранее выученный текст 1. В давние-давние времена жизнь наших предков была неспокойной. Они постоянно бились с врагами за землю, за территорию. И пришлось воинам объединиться, чтобы защищаться от врагов. В случае опасности брал воин длинную палку, на ее конец привязывал пучок травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак-символ. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – СТЯГ. 2. Собирался народ и воины под стягом и отправлялись защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась и трепетала на ветру и такой знак - символ был виден далеко-далеко. Так появился первый флаг. Впоследствии у каждого войска был флаг определенного цвета, чтобы войска отличались на поле битвы. Воспитатель: Вот такая история флага. Флаг состоит из трех частей. Как они правильно называются? (ДРЕВКО, ПОЛОТНИЩЕ И НАВЕРШИЕ). Молодцы, знаете. А знаете ли вы, почему флаг России трехцветный, бело-сине-красный и что означают три цвета нашего флага? Дети: Белая полоса – это белоствольная береза, ромашки, белые облака, снег. Синяя полоса - реки и моря, небо. Красная полоса – огонь, тепло, солнце, любовь. Воспитатель: Да, все вы правильно сказали, но на флаге каждая полоса имеет свое значение. Послушайте стихотворение (читает ребенок) Три полоски флага – это неспроста: Белая полоска – мир и чистота Синяя полоска – это цвет небес, Куполов нарядных, радости, чудес. Красная полоска – подвиги солдат, Что свою отчизну от врагов хранят Он страны великой самый главный знак Доблестный трехцветный наш Российский флаг! Воспитатель: У меня есть заготовки флагов, я вам их раздам, а вы внимательно и правильно раскрасите свои флаги в цвет российского флага и ваши рисунки мы отправим в институт космических исследований для марсиан (дети выполняют работу). Молодцы, вы все правильно раскрасили флаги., потому что очень важно именно так расположить полосы флага: Красная полоса – это наша Земля, политая кровью солдат, погибших за ее свободу. Синяя полоса – над землей синее небо, а над небом – белая полоса – чистота, светлая сила. Если на марсе есть разумные существа, я думаю, что они поймут правильно наш знак-символ. Воспитатель: Есть у каждой страны еще один символ, по которому можно определить - какая это страна. Этот символ называется ГЕРБ. История герба уходит в прошлое, когда все воины большую часть своей жизни проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Как вы думаете, что их защищало? (Щит и доспехи) Правильно. А кто хочет рассказать историю щита? (выходит один ребенок и рассказывает) Щит защищал воина в боях. И у каждого воина для отличия от других на щите был изображен свой рисунок. Если воин чувствовал себя храбрым как тигр, он рисовал на щите изображение тигра. Если грозным и непобедимым, то рисовал льва. Если быстрым и зорким, как орел, то рисовал орла. Щит бережно оберегали и предавали по наследству сыновьям и внукам. Щитом гордились и старались не опозорить семью трусостью на поле боя. Сейчас солдаты не используют в боях щиты, но их изображение и стало гербом страны. Воспитатель: Правильно. А что изображено на гербе России? Выходит ребенок, читает стихотворение: У России величавой На груди орел двуглавый, Чтоб на Запад и Восток Он смотреть бы сразу смог. Сильный, мудрый он и гордый, Он – России дух свободный! Воспитатель: А у меня есть изображение герба в разрезанном виде и ваша задача - собрать герб в единое целое (раздает каждому ребенку разрезные картинки размером А4 с изображением герба, дети собирают за столами). Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что у каждой страны есть свои песни: колыбельные, марши, детские песни. Но есть у каждой страны одна главная песня, которая называется ГИМН. Гимн звучит в праздники на парадах, в торжественных днях при награждении героев, при победах спортсменов, когда поднимается флаг. Гимн – это торжественная величавая песня страны. Гимн всегда слушают стоя, мужчины без головных уборов. Давайте и мы с вами послушаем гимн нашей страны России. Вы можете петь вместе с музыкой, ведь мы с вами выучили слова гимна заранее. Звучит гимн, все встают, дети подпевают музыке. Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня наше занятие прошло торжественно. О каких символах мы рассказали сегодня (о гербе, флаге, гимне). Я очень надеюсь, что вы вырастите патриотами своей страны, будете беречь и приумножать богатства России, сделаете много полезного и нужного, чтобы наша Россия, наша Родина стала еще краше, еще сильнее, еще лучше. Наше занятие окончено, всем спасибо.Категория
Родителям