Источник: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №8, 2013 г. Чтение – это воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного (так называемого графического) изображения. При подготовке детей к школе педагогам важно помнить, что не звук является на- званием буквы, а наоборот – буквы придуманы для обозначения звуков, то есть – вторичны. Формируется чтение на базе устной речи и повторяет все имеющиеся у ребенка недостатки произношения, словарного запаса, грамматического строя и пр. Работая с дошкольниками более сорока лет, встречаюсь с различными трудностями обучения чтению у детей старших и подготовительных групп ДОУ. Выделю главные. Первая трудность – нарушение звукопроизношения. Если вместо "МАША МЫЛА РАМУ" ребенок произносит "МАСА МЫЛЯ ЛЯМУ", то именно так он и прочтет, следовательно, вместо чтения получится стойкое закрепление дефектов произношения. Что в таком случае делать воспитателям? Посоветовать родителям дошкольника самостоятельно, используя надежные логопедические пособия, или с помощью логопеда, нормализовать устную речь ребенка. Не торопиться с чтением, а к изучению букв приступать только тогда, когда все звуки речи произносятся правильно. Вторая трудность – ребенок никак не может запомнить буквы. Постоянно путает похожие: "Х" и "К", "Г" и "Т", "М" и "Л" и пр. Как помочь в таком случае? Заняться заучиванием каждой буквы по отдельности: обводить букву по контуру, раскрашивать, вырезать из бумаги, лепить из пластилина. Запоминанию зрительного образа буквы хорошо помогают рифмовки, в которых буква соотносится с похожим предметом, а соответствующий звук встречается многократно. Например:Буква Ш Три шипа, а снизу палка, Чьи-то шины очень жалко! Шины по шоссе шуршали, Но шепнули Ш-Ш-Ш и встали. Третья трудность – называя буквы так, как положено в алфавите, дети получают непонятное сочетание (ЭС, ЭЛЬ, О, ЭН), а совсем не то слово, которое читали (СЛОН). Как быть? Как нужно "именовать" буквы, чтобы их слияние проходило легко и давало "живое слово"? Называйте согласные буквы коротко, без добавления "посторонних примесей", т. к. они звучат в конце слов: помидоР, насоС, стоЛ, кармаН и пр. Тогда СЛОН останется слоном! Четвертая трудность – зная все буквы и правильно называя их, дети, при чтении длинных слов (Р, У, Б, А, Ш, К, А), забывают с чего начали и теряют смысл слова. Что делать? Учить детей послоговому чтению! При этом старайтесь, чтобы они читали нараспев, с протягиванием гласных (РУУ – БАААШ – КАААА, МААА – ЛИИИИ – НАААА). Так у ребенка намного быстрее появятся слитность и осознанность чтения. Пятая трудность – начинающий чтец, увлеченный техникой, не сразу улавливает смысл предложения. Пытаясь понять прочитанное, снова и снова возвращается к его началу. Как быть? Добивайтесь понимания каждого читаемого слова, каждой фразы и текста в целом. Лучше несколько раз прочитать слово, но понять его, чем, гонясь за скоростью, назвать все буквы в предложении и не уловить содержания. После чтения фразы, просите ребенка произнести ее целиком, а прочитанный рассказ или стихотворение предлагайте пересказать своими словами. Только так чтение станет сознательным, "смысловым", принесет наибольшую пользу, а главное – удовольствие!

Успехов вам!

Категория
Родителям