Воспитатель Чеснокова Е.Ю.

Цель: Обобщить знания детей о Кубани,  о Краснодарском крае. Прививать интерес к истории родного города, края. Вызвать желание  у детей знакомиться с жизнью и традициями кубанских казаков, воспитывать любовь к своей малой родине.

Предварительная работа: Посещение музея города, с целью ознакомления с жизнью казаков. Посещение библиотеки им.Пушкина. Рассматривание фотографий, иллюстраций с видами города. Рассматривание иллюстраций  и беседы о жизни и быте казаков. Рисование «Мой  город», аппликация «Вечерний город».

Заучивание стихов кубанских поэтов: И.Вараввы, В.Бакалдина, В.Бардадым.

                                Ход занятия:

В группе оформление в кубанском стиле: рушники, плетень, кубанская посуда, макет хаты казака, куклы в народных костюмах. На стене – карта России, карта Краснодарского края, символика – герб  и флаг России и Краснодарского края.

Звучит  народная музыка. Воспитатель  читает стихотворение:   

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Тополь толстый у ворот.

У реки – береза-скромница,

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой, соседской фабрики,

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

В.: Ребята, о чем говорится в стихотворении? Правильно, это стихотворение так и называется «Родина», а написала его Зоя Александрова.

-Подумайте, что такое для вас – Родина? (ответы детей)

В.: Родина для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.

Ребенок читает стихотворение:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С весенней запевки скворца,                                 

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

В.: Посмотрите, ребята, у нас есть карта нашей страны. Страна у нас – Россия – самая большая в мире. Есть на карте страны много больших и малых городов и рек. Есть много мест, где живут и трудятся люди. Но среди всех мест есть на карте и наша с вами Родина – Краснодарский край (показывает на карте).

В.: Много лет тому назад на месте нынешнего Краснодарского края  были большие леса, где водились звери,  и полноводные реки, в которых было много рыбы. Здесь по приказу царицы Екатерины стали селиться вольные и смелые люди для защиты наших границ. Это были казаки.

Выходят 2 ребенка:

  1. Царица Екатерина, знала, что казаки  - смелые и храбрые воины, она

призвала их на службу и дала им землю на берегу реки Кубань. Так казаки появились на месте нынешнего Краснодарского края.

«Здесь границу держать.

Защищать от врагов

И пшеницу сажать,

И растить казаков»

  1. Казаки селились по берегу реки Кубань, чтобы заниматься рыболовством и выращивать пшеницу. Поэтому и край наш еще называют кубанским.

«Веселые песни летят в поднебесье,

Открытая даль  голубая,

И нет у России края чудесней,

Чем наша родная Кубань!»

В.: Правильно, ребята! При поселении казаков на Кубани образовалось много маленьких станиц и хуторов. И через много лет решили станицы объединиться, чтобы вместе и границы охранять и хозяйством заниматься. Так появился наш Краснодарский край.

В.: А как называется  главный город нашего края и почему? (Краснодар)

Р.: В старину все самое красивое называли «красным», а дар – это как «подарок»

В.: Получается, что название нашего главного города края звучит как «Красивый подарок»!

В.: А теперь представим, что мы попали с вами в музей казачьего быта.

Давайте с вами как будто «пройдем» по станице и посмотрим, как жили казаки раньше.

Выходят дети с иллюстрациями казачьего быта и по очереди рассказывают:

  1. На главной улице станиц строили казаки торговые лавки и хаты. Хаты строили из глины, смешанной с соломой, белили их, чтобы было чисто и красиво, а крышу покрывали соломой или камышом.
  2. Главной в доме была русская печь: топили ее дровами, она согревала в холода, на ней готовили еду, и спали дети и взрослые.
  3. Электричества раньше не было, поэтому освещали хату лучинами или керосиновыми лампами.
  4. Водопровода тоже не было, и за водой казачки ходили к колодцу и несли на плече коромысло с ведрами.
  5. Стиральных машин тоже не было,  и казачки стирали белье в реке, отбивая его о камни.
  6.  У казаков была особая любовь к лошадям. Кони  были их самыми

верными  друзьями в походах и битвах. Маленьких казачат с детства учили военному делу: стрелять, пользоваться саблей и скакать на коне.

7. Женщины и девушки были большие рукодельницы, они шили себе красивые наряды и очень любили вышивать рушники и скатерти.

В.:  Спасибо вам, наши знатоки-экскурсоводы! Вы так много рассказали о казачьем быте. А еще вы знаете, что семьи  казаков были большие и многодетные и были в каждой семье свои правила, которые назывались «заповеди». Давайте их повторим (дети говорят по очереди)

- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- Чти старших, уважай старость.

- Сам погибай, а товарища выручай.

- Будь трудолюбив.

- Береги семью свою и служи ей примером.

В.: Казаки не только умели трудиться,  но любили хорошо отдохнуть, свою ловкость и удаль показать в разных  играх. Вот и мы с вами сейчас отдохнем да поиграем. И первая казачья игра для мальчиков «Удалой казак»

Мальчики строятся в 2 команды. У каждой команды деревянная сабля и кубик. По команде «Вперед!» первые берут саблю, ставят на нее кубик и несут на вытянутой руке до флажка на противоположный конец группы, затем возвращаются  назад и передают саблю следующему игроку. Чья команда первой закончит игру, та и победила.

А теперь игра для казачек-девчат «Принеси воды из колодца».

Девочки строятся в 2 команды. У каждой небольшое  коромысло из плотного картона и 2 небольших ведерка. По команде «За водой!» первые девочки кладут коромысло с ведрами на плечи и идут до противоположного конца группы, обходя «Колодец» (большой мягкий модуль), возвращаются назад передавая коромысло следующей девочке. Чья команда первой закончит, та и выиграла.

В.: Ребята, мы с вами вспомнили историю казачества, а ведь наш город тоже был когда-то маленьким хутором, называли его хутор Романовский. Хутор расширялся, строились дома, магазины, школы, больницы, и, наконец, железная дорога для перевозки грузов. Тогда и решили переименовать хутор Романовский в город Кропоткин. А кто расскажет, в честь кого назван наш город? (В честь ученого, путешественника и географа Петра Алексеевича Кропоткина).

В.: А главная улица до сих пор с тех времен носит название Красной. А что сейчас находится на улице Красной? ( большие и красивые дома, парк отдыха  с качелями и каруселями, большой и красивый фонтан, музей города, красивый железнодорожный вокзал, Дворец культуры, много магазинов)

В.:- А что еще есть в нашем городе, какие заводы, предприятия, где работают ваши родители? (В Кропоткине есть молокозавод, где делают сметану, творог, кефир; есть хлебокомбинат, где пекут разные сорта хлеба, выпекают вкусные булочки; есть маслозавод, где из семян  подсолнуха делают подсолнечное масло; есть заводы, где делают различную технику и приборы).

В.:- Правильно, ребята, и пока родители работают, дети тоже не скучают. Скажите, что в городе интересного есть для детей? (Дети ходят в детские сады, в школы, занимаются в спортивной школе, в музыкальной; ходят на плавание в большой бассейн и играют в футбол на большом стадионе;  посещают библиотеки, чтобы взять там интересные книги для чтения)

Ребенок выходит и читает стихотворение

Вот они - последние страницы,-

И вся Кубань встает перед тобой.

Ты видишь, как пшеница золотится,

Ты слышишь, как о берег бьет прибой.

И если даже родом ты не здешний,

Однажды побывав у нас, поймешь,

Какой природой славен край наш вешний,

Какой красой особенно хорош.

Богат наш край садами и хлебами.

Цемент и нефть он Родине дает.

Но самый ценный капитал Кубани -

Простой и скромный труженик-народ.

В.: Молодцы, ребята! И закончить наше занятие мне бы хотелось веселой казачьей игрой «Петушок».

Дети становятся в круг, один ребенок выбирается считалкой и стоит в середине, закрыв глаза.

Дети идут по кругу и хором говорят:     

Утром кто чертей гоняет,

Песни звонкие спивает

Спать мешает казаку,

И кричит…

(один ребенок из круга, на кого укажет воспитатель)

                                               КУ-КА-РЕ-КУ!

Стоящий в центре круга  должен узнать «петушка» по голосу.

Игра проводится 2 раза.

В.: Спасибо всем. Занятие окончено.

А на прощанье всем вам кубанские леденцы – «Петушки на палочке».

Категория
Родителям