Воспитатель Чеснокова Е.Ю.
Цель: Обобщить знания детей о Кубани, о Краснодарском крае. Прививать интерес к истории родного города, края. Вызвать желание у детей знакомиться с жизнью и традициями кубанских казаков, воспитывать любовь к своей малой родине.
Предварительная работа: Посещение музея города, с целью ознакомления с жизнью казаков. Посещение библиотеки им.Пушкина. Рассматривание фотографий, иллюстраций с видами города. Рассматривание иллюстраций и беседы о жизни и быте казаков. Рисование «Мой город», аппликация «Вечерний город».
Заучивание стихов кубанских поэтов: И.Вараввы, В.Бакалдина, В.Бардадым.
Ход занятия:
В группе оформление в кубанском стиле: рушники, плетень, кубанская посуда, макет хаты казака, куклы в народных костюмах. На стене – карта России, карта Краснодарского края, символика – герб и флаг России и Краснодарского края.
Звучит народная музыка. Воспитатель читает стихотворение:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот.
У реки – береза-скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой, соседской фабрики,
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
В.: Ребята, о чем говорится в стихотворении? Правильно, это стихотворение так и называется «Родина», а написала его Зоя Александрова.
-Подумайте, что такое для вас – Родина? (ответы детей)
В.: Родина для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
Ребенок читает стихотворение:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
В.: Посмотрите, ребята, у нас есть карта нашей страны. Страна у нас – Россия – самая большая в мире. Есть на карте страны много больших и малых городов и рек. Есть много мест, где живут и трудятся люди. Но среди всех мест есть на карте и наша с вами Родина – Краснодарский край (показывает на карте).
В.: Много лет тому назад на месте нынешнего Краснодарского края были большие леса, где водились звери, и полноводные реки, в которых было много рыбы. Здесь по приказу царицы Екатерины стали селиться вольные и смелые люди для защиты наших границ. Это были казаки.
Выходят 2 ребенка:
- Царица Екатерина, знала, что казаки - смелые и храбрые воины, она
призвала их на службу и дала им землю на берегу реки Кубань. Так казаки появились на месте нынешнего Краснодарского края.
«Здесь границу держать.
Защищать от врагов
И пшеницу сажать,
И растить казаков»
- Казаки селились по берегу реки Кубань, чтобы заниматься рыболовством и выращивать пшеницу. Поэтому и край наш еще называют кубанским.
«Веселые песни летят в поднебесье,
Открытая даль голубая,
И нет у России края чудесней,
Чем наша родная Кубань!»
В.: Правильно, ребята! При поселении казаков на Кубани образовалось много маленьких станиц и хуторов. И через много лет решили станицы объединиться, чтобы вместе и границы охранять и хозяйством заниматься. Так появился наш Краснодарский край.
В.: А как называется главный город нашего края и почему? (Краснодар)
Р.: В старину все самое красивое называли «красным», а дар – это как «подарок»
В.: Получается, что название нашего главного города края звучит как «Красивый подарок»!
В.: А теперь представим, что мы попали с вами в музей казачьего быта.
Давайте с вами как будто «пройдем» по станице и посмотрим, как жили казаки раньше.
Выходят дети с иллюстрациями казачьего быта и по очереди рассказывают:
- На главной улице станиц строили казаки торговые лавки и хаты. Хаты строили из глины, смешанной с соломой, белили их, чтобы было чисто и красиво, а крышу покрывали соломой или камышом.
- Главной в доме была русская печь: топили ее дровами, она согревала в холода, на ней готовили еду, и спали дети и взрослые.
- Электричества раньше не было, поэтому освещали хату лучинами или керосиновыми лампами.
- Водопровода тоже не было, и за водой казачки ходили к колодцу и несли на плече коромысло с ведрами.
- Стиральных машин тоже не было, и казачки стирали белье в реке, отбивая его о камни.
- У казаков была особая любовь к лошадям. Кони были их самыми
верными друзьями в походах и битвах. Маленьких казачат с детства учили военному делу: стрелять, пользоваться саблей и скакать на коне.
7. Женщины и девушки были большие рукодельницы, они шили себе красивые наряды и очень любили вышивать рушники и скатерти.
В.: Спасибо вам, наши знатоки-экскурсоводы! Вы так много рассказали о казачьем быте. А еще вы знаете, что семьи казаков были большие и многодетные и были в каждой семье свои правила, которые назывались «заповеди». Давайте их повторим (дети говорят по очереди)
- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
- Чти старших, уважай старость.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Будь трудолюбив.
- Береги семью свою и служи ей примером.
В.: Казаки не только умели трудиться, но любили хорошо отдохнуть, свою ловкость и удаль показать в разных играх. Вот и мы с вами сейчас отдохнем да поиграем. И первая казачья игра для мальчиков «Удалой казак»
Мальчики строятся в 2 команды. У каждой команды деревянная сабля и кубик. По команде «Вперед!» первые берут саблю, ставят на нее кубик и несут на вытянутой руке до флажка на противоположный конец группы, затем возвращаются назад и передают саблю следующему игроку. Чья команда первой закончит игру, та и победила.
А теперь игра для казачек-девчат «Принеси воды из колодца».
Девочки строятся в 2 команды. У каждой небольшое коромысло из плотного картона и 2 небольших ведерка. По команде «За водой!» первые девочки кладут коромысло с ведрами на плечи и идут до противоположного конца группы, обходя «Колодец» (большой мягкий модуль), возвращаются назад передавая коромысло следующей девочке. Чья команда первой закончит, та и выиграла.
В.: Ребята, мы с вами вспомнили историю казачества, а ведь наш город тоже был когда-то маленьким хутором, называли его хутор Романовский. Хутор расширялся, строились дома, магазины, школы, больницы, и, наконец, железная дорога для перевозки грузов. Тогда и решили переименовать хутор Романовский в город Кропоткин. А кто расскажет, в честь кого назван наш город? (В честь ученого, путешественника и географа Петра Алексеевича Кропоткина).
В.: А главная улица до сих пор с тех времен носит название Красной. А что сейчас находится на улице Красной? ( большие и красивые дома, парк отдыха с качелями и каруселями, большой и красивый фонтан, музей города, красивый железнодорожный вокзал, Дворец культуры, много магазинов)
В.:- А что еще есть в нашем городе, какие заводы, предприятия, где работают ваши родители? (В Кропоткине есть молокозавод, где делают сметану, творог, кефир; есть хлебокомбинат, где пекут разные сорта хлеба, выпекают вкусные булочки; есть маслозавод, где из семян подсолнуха делают подсолнечное масло; есть заводы, где делают различную технику и приборы).
В.:- Правильно, ребята, и пока родители работают, дети тоже не скучают. Скажите, что в городе интересного есть для детей? (Дети ходят в детские сады, в школы, занимаются в спортивной школе, в музыкальной; ходят на плавание в большой бассейн и играют в футбол на большом стадионе; посещают библиотеки, чтобы взять там интересные книги для чтения)
Ребенок выходит и читает стихотворение
Вот они - последние страницы,-
И вся Кубань встает перед тобой.
Ты видишь, как пшеница золотится,
Ты слышишь, как о берег бьет прибой.
И если даже родом ты не здешний,
Однажды побывав у нас, поймешь,
Какой природой славен край наш вешний,
Какой красой особенно хорош.
Богат наш край садами и хлебами.
Цемент и нефть он Родине дает.
Но самый ценный капитал Кубани -
Простой и скромный труженик-народ.
В.: Молодцы, ребята! И закончить наше занятие мне бы хотелось веселой казачьей игрой «Петушок».
Дети становятся в круг, один ребенок выбирается считалкой и стоит в середине, закрыв глаза.
Дети идут по кругу и хором говорят:
Утром кто чертей гоняет,
Песни звонкие спивает
Спать мешает казаку,
И кричит…
(один ребенок из круга, на кого укажет воспитатель)
КУ-КА-РЕ-КУ!
Стоящий в центре круга должен узнать «петушка» по голосу.
Игра проводится 2 раза.
В.: Спасибо всем. Занятие окончено.
А на прощанье всем вам кубанские леденцы – «Петушки на палочке».