У детей с тяжёлыми нарушениями речи существует много проблем: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, неважная память, не так подвижны психические процессы.
Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к заучиванию стихов.
Большая роль в развитии речи детей отводится художественной литературе. Заучивание стихотворений – одно из средств развития речи.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни дети грамотно пишут, а другие, хотя и вызубрят наизусть правило правописания, всё равно делают ошибки при письме? Кто-то может подумать, что недостаточно правило выучить, важно его ещё и понять. Ничто не мешает у ребёнка ещё дошкольного возраста развивать фонематический слух, чувство ритма, творческие способности к написанию стихов. Особенно полезны игры и упражнения для детей с нарушениями речи, поскольку у них страдает чувство ритма и методики родного языка, недостаточно развит словарный запас.
Логопеды, работающие в детском саду, много прикладывают усилий для формирования фонематического слуха и звукового анализа слова. Ведь эти сформированные навыки-залог грамотности и успешного обучения в школе.
Поэтому нужно уделять большое внимание с детьми играм на развитие фонематического слуха и звукового анализа слов. Давать детям возможность проявить свои творческие способности в сочинении стихов.
Развитие фонематического слуха- это различение звуков в слове. Если ребёнок не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.
Рифма даёт возможность обрести внутреннюю гармонию. Каждое словесное произведение помогает обогатить словарь ребёнка и формирует его собственную речь. Выразительность развивает дикцию, дыхание. Заучивание наизусть развивает речевой слух, формирует отчётливое произношение звуков и слов, интонационную выразительность, умение определять смысл логических ударений. Более быстрому заучиванию стихотворений, понятию основной мысли и при этом развитию речи способствует предварительная работа. Словарная работа занимает ведущее место в расширении и активации словаря детей.
Каждый ребёнок развивается и знакомится с окружающим его миром при помощи речи. С месячного возраста у малышей начинается подготовка к произношению звуков. На первоначальном этапе они демонстрируют это гулением, следующий шаг уже сопровождается произношением слогов. Когда ребенок чётко научиться говорить слоги, он будет стараться складывать их в слова. После этого у детей формируются навыки к соединению слов в виде словосочетаний и предложений. Способность малыша говорить развивается, благодаря чтению и разучиванию им детских стишков.
Память маленького ребенка – чистый лист. И именно родители должны заниматься тем, чтобы этот «лист» заполнялся нужными и полезными знаниями. Важно понимать, что память, как и мышцы, можно тренировать и от того, насколько качественно вы будете это делать вместе со своим ребенком, зависит то, насколько быстро он будет запоминать информацию, в том числе стихи. Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда малыш немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия. Выбирайте простые стихи для детей и учите их с малышами маленькими частями, часто возвращаясь к уже выученному и повторяя его. Относится к заучиванию стихов как к серьезной и сложной работе не стоит, если малыш этого делать не хочет, настаивать и заставлять его не нужно. Можно предложить ребенку подготовить для папы, бабушки или дедушки сюрприз в виде стиха и рассказать малышу, что они очень удивятся и будут рады такому сюрпризу. Заучивание стихов лучше проводить в игровой форме, например, маленькие четверостишия могут быть паролем, чтобы войти в замок, или магическим заклинанием. Можете также устроить концерт, где ваш малыш будет главным артистом.
Малышей в возрасте одного года начинают учить, какие звуки издают животные, их повадкам, движениям. Лучше всего рассказывать это в стихотворениях. Детских стишков о животных существует великое множество.
С двух лет детям можно читать логопедические стихотворения. Они замечательно тренируют произношение определённых звуков, закрепляют уже четко поставленные буквы и слоги. Два года — подходящий возраст для обучения ребёнка таким стишкам.
Малышам от трех лет подходят стихотворения, которые легко воспринимаются на слух и достаточно понятные. Они должны учить ребёнка произносить правильно звуки. Прочитав один стишок своему ребёнку, родители могут задавать вопросы по прочитанному. Ребёнок должен понять, о чем это стихотворение, сделать определённые выводы.
Деткам в возрасте четырёх- пяти лет очень нравится слушать стишки, где присутствуют животные, птицы, насекомые, времена года. Часто после прочтения стишка о тех, кто попал в беду или неприятности, дети чувствуют себя ответственными за них, желают оказать им помощь.
В пять- шесть лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков – отрывки из произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объёмные стихи, но и разные правила, формулы.
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует устную речь, увеличивается активный словарь детей.
Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их. Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
Очень интересным занятием является заучивание и произношение скороговорок. Их используют для развития разных сторон звучащей речи: улучшают подвижность мышц языка, губ; закрепление правильного произношения звуков, выработка отчётливой и ясной речи.
Интересный приём обогащения словаря детей – это составление загадок. Он учит детей лаконично выражать свои мысли, делает их речь живой и образной. Вначале дети с трудом справляются с заданием, но постепенно увлекаются и придумывают действительно интересные загадки. Чем больше мы отгадываем и придумываем загадки, тем успешней развиваем любознательность, интерес к родному языку.
Стихотворения вырабатывают у ребенка правильное произношение букв и слов, способствуют увеличению словарного запаса, расширению кругозора. Если малыш с ранних лет начинает рассказывать стихи, развиваться он будет намного быстрее.
Необходимо научить детей связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.