Окружающий нас мир состоит из огромного количества звуков. Звуки окружают нас везде, где бы мы ни находились. Громкие и тихие, резкие и плавные, короткие и продолжительные, самые разнообразные звуки всегда привлекают внимание детей. С самого рождения малыши реагируют на звуки, учатся их понимать и различать.
Взрослый человек часто не обращает внимания на то, что каждый предмет может стать источником какого-либо звука, стоит только приложить немного фантазии и желания. Ребенок же по своей природе любопытен, активен, ему хочется потрогать все своими руками, проверить, как всё работает, как устроен тот или иной предмет. Особенно детей привлекают предметы, из которых они могут извлечь звуки. И когда в его руках что-то начинает звенеть, шуршать, стучать или пищать, ребенок испытывает огромную радость.
В процессе извлечения звуков дети тренируют свои двигательные навыки, развивают слух, фантазию, обзорное мышление, учатся выражать свои чувства и эмоции при помощи звуков. «Зазвучать» в детских руках без труда может любая посуда на кухне, деревянные кубики, целлофановые пакеты, бумага, коробочки с крупами и многое другое.
К сожалению, большинство родителей часто не дают волю для звукоизвлечения маленьким музыкантам. Они считают, что достаточно какой либо музыкальной игрушки для музыкального развития ребенка. Многие боятся, что ребенок наведет беспорядок или поранится о какой-либо предмет, тем самым лишая его такого важного познания.
Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка. Благодаря шумовому оформлению, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.
Младший возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному желанию. В этом возрасте музыкальные инструменты только начинают выступать для ребёнка в своём основном значении. Они нужны, прежде всего, не для игры, а для общения. Чаще всего первыми музыкальными инструментами для малышей становятся именно шумовые инструменты.
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии».
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.
Шумовые музыкальные инструменты позволяют приобщить всех без исключения детей, независимо от способностей, к участию в музицировании и желании «общаться» с музыкой.
Игра на детских шумовых инструментах стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей: у обучающихся улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); развивается мелкая моторики, координация движений.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Игра на шумовых музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Игра доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, расширяет сферу музыкальной деятельности, развивает познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержку, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, умение сконцентрировать внимание, повышает ответственность за правильное исполнение своей партии.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы, и привыкают действовать в коллективе согласованно.
Игра на шумовых музыкальных инструментах открывает для детей удивительный мир музыкальных звуков, способствует улучшению качества музыкально ритмических движений, чувства ритма. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера — своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.
Таким образом, игра на шумовых музыкальных инструментах способствует созданию благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка, позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.