Материально – техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и развивающая среда детского сада соответствует ФГОС ДО и отвечают всем требованиям СанПиН.

В МБДОУ созданы все необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития детей с учетом основных направлений деятельности учреждения. 

Дошкольное учреждение располагает групповыми комнатами и приемными, кабинетом заведующего, методическим кабинетом, кабинетом учителя - логопеда, кабинетом педагога-психолога и учителя-логопеда, кабинетом музыкального руководителя, медицинским кабинетом, пищеблоком, прачечной.

Оборудование учебных кабинетов. Групповые помещения (4 шт.)

Групповые помещения предназначены для проведения игр, образовательной деятельности, сна и приема пищи. Развивающая предметно – пространственная среда в группах создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Наполнение развивающей предметно – пространственной среды обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного учреждения в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. При отборе материалов педагоги отдают предпочтение как традиционным, так и нетрадиционным материалам, сообразно педагогической ценности, с учетом возраста детей, их интеллектуальными, творческими возможностями.

В группах выделены уголки для мальчиков и девочек со специфическим набором игрушек и предметов. Созданная в группе предметно-пространственная среда многофункциональна, открывает множество возможностей для детей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. В зависимости от времени года, государственных праздников, событий МБДОУ развивающая среда обновляется, вносятся новые предметы, объекты.

Все материалы и оборудование отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Предметно-развивающая среда разделена на зоны, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач в игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности.

Игровая зона содержит игрушки, которые дети используют в соответствии с замыслом, сюжетом игры в разных функциях. Игрушки способствуют развитию сенсорно-моторных возможностей детей, творчества, воображения. Подобран разнообразный материал для обучения воспитанников конструированию, ознакомлению с цветом, формой и пр.

Количество игрушек в игровой зоне достаточно для самостоятельной и совместной деятельности детей. Для развития художественно-творческих способностей в групповых созданы уголки театральной и музыкальной деятельности, изобразительного творчества, где собраны различные материалы для продуктивной деятельности.

Спортивные уголки включают материал и оборудование для двигательной активности малышей: для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений и подвижных игр. 

В групповых помещениях проводятся музыкальные и спортивные занятия, развлечения, праздники, индивидуальная работа по музыкальному и физическому развитию. 

В методическом кабинете для проведения физкультурных занятий хранится спортивное оборудование и атрибуты, пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.)

Приемные комнаты оборудованы настенными стендами с информацией для родителей (законных представителей), постоянно действующими выставками детского творчества.

Кабинет музыкального руководителя

В кабинете музыкального руководителя расположено современное оборудование: аккордеон, электрсинтезатор, музыкальный центр, переносной стереомагнитофон, музыкальные колонки, фланелеграф. 

Педагогами разработаны картотеки музыкально-дидактических игр, картотеки учебно-методических пособий по музыкальному образованию дошкольников. 

Подобрана фонотека, CD и mp3 диски. В наличии имеются детские музыкальные инструменты, раздаточный материал, иллюстрации, портреты композиторов, разнообразные карнавальные костюмы для взрослых, карнавальные костюмы для детей, атрибуты к танцам, играм - драматизациям, аттракционам.

Кабинет педагога – психолога

Предназначен для проведения диагностики и коррекционной работы по развитию психических процессов дошкольников.

Кабинет оснащен: детскими столами и стульями, материалом для психолого-педагогического обследования детей, игровым материалом, развивающими играми и игрушками, зеркалом для развития эмоциональной сферы, документацией, библиотекой психологической литературы.

Кабинет учителя -логопеда

Предназначен для проведения диагностики и коррекционной работы дошкольников.

Кабинет оснащен: детскими столами и стульями, зеркалом настенным (50х100 см) с лампой дополнительного освещения, зеркалами для индивидуальной работы, логопедическими зондами, одноразовыми шпателями, магнитной доской, учебно-методическими пособиями по звукопроизношению, по фонематическому восприятию, по лексическому запасу слов, по связной речи, для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, логического мышления, различные картотеки, пособия и материалы, учебная методическая литература.

Объекты для проведения практических занятий

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий. 

Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. 

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ групповые помещения оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительных образовательных программ МБДОУ.

В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. 

Предметно - пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал ("заместители"), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

Перечень объектов для проведения практических занятий и их назначение группах

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в группах МБДОУ функционируют объекты (зоны) с целью обозначения игровых и обучающих территорий:

Наименования зон

Функциональное использование

1

Зона обучения и развития

Проведение организованной образовательной деятельности с детьми

2

Зона художественного творчества

Организация индивидуальной работы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», организация выставок для   детей   тематических   и   традиционных, знакомство детей с работами выдающихся мастеров

3

Познавательная зона

Организация практической познавательной деятельности

 

4

Зона конструктивного моделирования

Обучение детей конструктивной деятельности с использованием строительного материала, конструктора, бумаги, бросового и природного материалов

5

Уголок книги

Личностное общение ребенка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями

6

Уголок экспериментирования

Развитие    у   детей первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, активности, любознательности, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.

7

Театрализованный уголок

Проведение развлечений, просмотр и показ спектаклей, театра; организация индивидуальной работы с детьми, развитие слухового   восприятия   и внимания; формирование исполнительских навыков.

8

Физкультурный уголок

Проведение индивидуальных физкультурных занятий, удовлетворение        двигательной активности детей

9

Уголок сюжетно – ролевых игр

Формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно - ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей

10

Уголок безопасности

Проведение практических   и тематических занятий   по   закреплению   ПДД, ППБ, проведению   игр   и   бесед   по   правилам дорожной безопасности, пожарной безопасности, профилактика бытовых травм.

11

Уголок дежурства

Обучение детей хозяйственным делам, а также воспитание    дисциплины    и    трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, уверенности в действиях.

Кабинет учителя-логопеда

  • Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми
  • Консультативная работа с родителями и педагогами
  • Развитие психических процессов
  • Развитие речи детей
  • Коррекция звукопроизношения

Кабинет педагога-психолога

  • Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми
  • Консультативная работа с родителями и педагогами
  • Развитие психических процессов
  • Коррекция поведения

Прогулочные площадки

  • Физкультурные занятия
  • Наблюдения
  • Занятия по экологии, трудовому воспитанию и т.д.
  • Развитие движений в самостоятельной деятельности

Спортивная площадка

  • Занятия по физическому воспитанию
  • Спортивные праздники
  • Соревнования, эстафеты

Транспортная площадка

  • закрепление с детьми правил дорожной безопасности 
  • практические занятия, игры и развлечения.

Наличие библиотеки

Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд МБДОУ условно разделен на три части и включает в себя:

  • книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
  • демонстрационный материал, дидактические пособия,
  • книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает
  • МБДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. - книги совместного пользования.

Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Наличие объектов спорта

Групповые помещения.

В каждой возрастной группе оснащен спортивный уголок с оборудование для проведения утренней гимнастики, подвижных игр, развлечений, индивидуальной работы по физическому развитию, самостоятельной игровой деятельности.

Для проведения спортивных мероприятий и занятий имеется следующее оборудование: гимнастические скамейки; мишени разных типов; мягкие модули, канат короткий и длинный; обручи различных размеров; гимнастический набор (палки, подставки, зажимы); мячи-фитболы, наборы кеглей, стойки и планки для прыжков; набор «баскетбол с малыми мячами», султанчики, корзины для оборудования, разметочные конусы, пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.); разные пособия для объединения в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, заборчики, домики), флажки, мячи: футбольные, баскетбольные, волейбольные; мячи надувные; мячи маленькие и средних размеров; массажные мячи су-джок, доска массажная, поролоновые дорожки, волейбольная сетка, баскетбольные кольца навесные, кольцебросы, клюшки и шайбы; ракетки с воланами. Картотеки: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, гимнастика су-джо, гимнастика, подвижных игр для всех возрастов.

Спортивная площадка (1 шт.)

Для проведения утренней зарядки на свежем воздухе, физкультурных занятий на прогулке, спортивных праздников, развлечений в МБДОУ оборудована спортивная площадка.

Оборудование спортивной площадки:

  • спортивный комплекс «Слон» (1 шт.)
  • спорткомплекс с баскетбольным щитом (1 шт.)
  • стенка для метания  (1 шт.)

Прогулочные площадки (4 шт.)

Прогулочные площадки, соответствуют возрастным особенностям детей, оборудованы металлическими и деревянными игровыми конструкциями для проведения подвижных игр, индивидуальной работы по физическому развитию.

Средства обучения и воспитания

Методическое обеспечение образовательного процесса в МБДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения. 

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

В ДОУ имеются следующие средства обучения:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (муляжи, макеты, стенды);
  • учебные приборы (микроскопы, лупы, песочные часы, весы, стаканчики с градуировкой и т.д.);
  • тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки. 

Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада.

Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.

Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

Для познавательной деятельности, в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

Для физического развития в группах оборудованы спортивные уголки, в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям центры здоровья и физкультуры, в которых имеется различное оборудование:

Условия питания обучающихся

МБДОУ д/с № 1 обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с требованием СанПиН.

Рациональное питание детей - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. 

Организовано 4-х разовое питание: завтрак, 2-й дополнительный завтрак, обед и уплотнённый полдник. В рацион питания включены все основные группы продуктов: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др.

Питание организовано в групповых комнатах.

Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке, оснащенном современным оборудованием. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами.

Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход.

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.

Разработано примерное перспективное десятидневное меню для детей от 2-х до 3-х лет и с 3-х лет до 8 лет, по сезонам. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные, овощные блюда, рыба, выпечка.

Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. Дети регулярно получают на второй завтрак, полдник - фрукты, кисломолочные продукты.

Организация питания постоянно находится под контролем администрации МБДОУ. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню-раскладке.

В МБДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. 

Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в МБДОУ.

Условия охраны здоровья обучающихся

Охрана и укрепление здоровья, воспитание   привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей в МБДОУ.  В МБДОУ разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.  Система физкультурно-оздоровительной работы определяет комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням

Реализация данного направления обеспечивается:

  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  • созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в МБДОУ;
  • формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального партнерства.

Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала оказываются бесплатно.

Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

Для осуществления лицензированной медицинской деятельности в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения в Центре оборудован медицинский кабинет.

Охрана и укрепление здоровья воспитанников осуществляется по нескольким направлениям:

  • оценка здоровье ребенка при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья:
  • чёткое соблюдение охраны и укрепления психофизического здоровья детей через наблюдение и учёт эмоционального состояния детей;
  • психологическое просвещение педагогического коллектива, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для воспитателей и родителей;
  • использование рекомендаций для использования элементов коррекционной работы с детьми;
  • оказание систематической помощи и педагогической поддержки в период адаптации ребенка;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка: проведение индивидуальной работы с детьми с учетом индивидуально-психологических особенностей;
  • воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни: обеспечивать сбалансированное питание, осуществлении профилактики вредных привычек, проведения бесед о последствиях воздействия на организм вредных веществ;
  • воспитания у дошкольников уверенность в своих силах и возможностях.

Таким образом, реализуемый комплекс оздоровительных мероприятий в МБДОУ, направленных на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников благоприятно влияет на рост и развитие детского организма

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Информационная база МБДОУ оснащена электронной почтой, компьютерами, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт МБДОУ.

Электронная почта используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информацией.

Компьютерные технологии стали активно использоваться в административной и образовательной деятельности.

Официальный сайт является важнейшим элементом информационной политики образовательной организации, реализации открытости деятельности образовательной организации и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.      

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ при работе с официальным сайтом МБДОУ представлены версией для слабовидящих.

Педагогическим работникам МБДОУ предоставляется бесплатный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МБДОУ доступ воспитанникам к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует.

Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы

Педагоги в образовательной деятельности с детьми, при проведении развлечений, праздников активно используют презентации, выполненные самостоятельно в программе Microsoft PowerPoint по различным образовательным областям.

В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МБДОУ свободный доступ воспитанникам к собственным электронным образовательным и информационным ресурсам в МБДОУ не предусматривается.

Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы

В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МБДОУ свободный доступ воспитанников к сторонним электронным образовательным и информационным ресурсам в МБДОУ не предусматривается.

Ссылки на сайты официальных организаций системы образования

Министерство образования и науки Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru/)
Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/resource/912/63912)

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (https://infourok.ru/cifrovye-obrazovatelnye-resursy-v-dou-4539803.html)